Найти в Дзене
Литература о жизни

Емельян Пугачев - яркая историческая личность в повести "Капитанская дочка"

Глава 12. Сирота. "Капитанская дочка".
Глава 12. Сирота. "Капитанская дочка".

В повести "Капитанская дочка" один главный герой - Петр Гринев, но выделяются также другие яркие фигуры - Марья Ивановна Миронова и Емельян Пугачев.

Из всех героев повести Пугачев - фигура наиболее многоликая и противоречивая. Он показан как центральная фигура в произведении, если говорить об ее исторической основе.

Пугачев противопоставлен Гриневу и его невесте тем, что олицетворяет переворот, смуту и хаос, тогда как они, напротив, - яркие представители устоев, традиций, твердой опоры государственности и морали. Самое интересное в том, что в повести все трое встречаются и в конце концов вызывают взаимное уважение и добрую память друг о друге.

Для автора образ Пугачева интересен не только тем, что он возглавил крестьянский бунт, который сам по себе приковывал внимание писателя, глубоко интересующегося историей Отечества. Пугачев интересен и как неоднозначная личность, изучение которой представляет большое интерес для писателя - глубокого психолога и знатока человеческих душ. Автор показывает нам разные грани этого характера.

Первая ипостась Пугачева: «мужичок», знаток степи

Впервые Пугачев показан как неизвестный непосвященным «дорожный», «мужичок» в плохой одежде. Но его присутствие с первых же минут ободряет главного героя посреди опасного бурана:

— Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек.

Из разговора его с хозяином трактира становится ясно, что он не простой мужик, поскольку ведет разговор на загадочном воровском языке.

Он также знает себе цену и с готовностью принимает подарки и щедрость со стороны Гринева, несмотря на протесты Савельича.

Итак, образ Пугачева уже здесь противоречив. С одной стороны, он во многом ведет себя как типичный представитель бедной прослойки: он низко кланяется барину, пропивает последнее в кабаке, не имеет денег даже на самое необходимое. С другой стороны, его необычный тайный разговор с трактирщиком настораживает Савельича и его воспитанника.

Вторая ипостась Пугачева: победоносный предводитель

В главе 5 «Приступ» Пугачев предстает совсем  в другом обличье:

(...) на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев.

После взятия крепости он — жестокий каратель, олицетворение беспощадного народного бунта. Он вызывает страх, трепет и ужас:

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза.

Жестокость Пугачева показана в эпизоде гибели супруги коменданта:

«Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца.

Третья ипостась героя — человечность

После сцены казни офицеров Пугачев прощает Гринева за неповиновение, помня его доброту к себе. В этом жестоком «злодее» мы открываем таким образом неожиданные черты – благодарность, способность миловать и прощать, способность ценить искренность и свободу мысли другого человека:

Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, — сказал он, ударяя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

Итак, мятежник спокойно отпускает своего прямого врага в свободный от восстания Оренбург.

Четвертая ипостась Пугачева – его философия жизни

Еще более глубоким для нас станет образ бунтовщика в главе 11 «Мятежная слобода», где начинается третья, последняя и самая длительная, встреча главного героя с Пугачевым, если не считать, конечно, последнего взгляда перед казнью самозванца.

В этой главе Пугачев живо отозвался на проблему Гринева (Швабрин обижает сироту, Марью Ивановну) и на следующее же утро спешит в Белогорскую крепость.

В этой дороге мятежник раскроет перед Гриневым всю свою душу и мы сможем узнать мотивы его поведения. На увещевание Гринева покаяться перед государыней, с напоминанием трагического конца самозванца Гришки Отрепьева, Пугачев отвечает калмыцкой сказкой об орле и вороне:

(...) Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Смысл этой сказки для Пугачева в том, что глоток свободы, мощи и силы настолько важен и нужен, что он готов за него отдать всю долгую жизнь, которую он прожил бы в рабстве.

Пятая ипостась – друг и спаситель

В главе 12 «Сирота» Пугачев окончательно становится другом и спасителем для Гринева и Маши, отпустив Гринева и Марью Ивановну в свободный путь домой, с пропуском от его имени:

Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.

В финале повести Гринев приедет на казнь Пугачева, чтобы попрощаться с ним. Для Петра Андреевича это будет последней и единственной возможностью выразить поддержку и признательность мятежнику в последнюю минуту его жизни.