Когда продавцы отправлялись в отпуск на 1 месяц, я подменяла их. Так я поработала во всех 6 продуктовых магазинах Коопторга. Всюду были очень хорошие коллективы, а с Лидией Афанасьевной у нас возникли доверительные отношения. Этому способствовало и то, что наши дома были на соседних улицах, и с работы мы возвращались вместе.
Лидия Афанасьевна - маленького роста, с раскосыми умными глазами, старше меня на 20 лет. Энергия била из неё ключом.
- У меня один сын, - рассказывала она, - он уже имеет свою семью. Живут дружно, я им во всём помогаю. Для этого я обрабатываю 2 огорода, держу корову и кур.
- А как вы всё успеваете? - интересуюсь я.
- Утром встаю в 6 часов, кручусь по хозяйству, бегу на работу, после трудовой вахты - опять огороды и скотина. Я привыкла и даже не чувствую усталости. А тебе, Света, надо себя менять, - советовала по дороге домой Лидия Афанасьевна. Ходила она быстро, почти бежала.
- Почему? Что вам не нравится?
- Понимаешь, в тебе нет хитрости, ты слишком честная.
Действительно, если покупатель торопился и убегал, не взяв 1 рубль сдачи, или забывал про деньги, я кричала вслед: возьмите ваши денежки! Люди возвращались и благодарили. Иногда я бежала за покупателем и вручала забытую сумму.
- Ты слишком прямолинейна, нет в тебе дипломатии, - высказывала далее моя собеседница. - Надо научиться компромиссам.
- А как это?
- Не говорить людям в лицо, что думаешь. Прежде хорошенько взвесить, потом высказываться. Побольше отмалчиваться, не вмешиваться со своим мнением, выражаться обтекаемо, чтобы непонятно было, о чём речь. Или вот ты часто лезешь к людям, иногда и к покупателям, со своими советами. Зачем? Всё равно все поступают по-своему. Нужно идти на взаимные уступки, не упорствовать. Понимаешь?
- Да-а, это целая наука. Буду стараться.
Спустя 25 лет в магазине ко мне подошла женщина лет 80 на вид, красиво и богато одетая.
- Света, а ты помнишь меня?
- Конечно, Наталья Никифоровна! Мы же вместе работали в райповском магазине! Сколько воды с тех пор утекло.
- Да, - с приятной улыбкой отозвалась бывшая коллега. - А ты помнишь, что спасла мне жизнь?
- Нет, столько времени прошло, не могу припомнить.
- Я же на всю жизнь это запомнила, и всегда, когда собираемся за столом с детьми и внуками, рассказываю о тебе и этом случае.
Это было летом, ты как раз пришла подменять мою напарницу на время отпуска. Ты мне понравилась - молодая, быстрая, исполнительная. А ведь мне тогда уже было 55 лет. Наверное, я тебе казалось бабушкой.
- Да нет, Наталья Никифоровна, вы всегда молодо выглядели, и я восхищалась вами. Ваш неторопливый разговор, рассудительность были очень мне по душе.
- Так вот, сели мы с тобой обедать, я снимаю сковородку жареной картошки с электрической плитки.
И вдруг меня затрясло. Пронзила адская боль. Спираль плитки оголилась и меня ударило током. Ты молниеносно, ни секунды не медля, вырвала вилку из розетки, то есть ты спасла мне жизнь, и я этого никогда не забуду.
Потом несколько раз Наталья Никифоровна приходила со своим взрослыми дочерьми и говорила:
- Вот эта Света, которая продлила мою жизнь на долгие годы.