— Почему ты пришёл в Coca-Cola HBC Россия?
Карьеру я начал в компании Nestle и отработал там много лет: сначала в продажах, пройдя путь от мерчандайзера до регионального менеджера, позже в маркетинге и в управлении бизнесом. Я запускал Nescafe Dolce Gusto в России и управлял им больше шести лет, поэтому могу сказать, что знаю кофейный бизнес изнутри. Почему я оказался в Coca-Cola HBC Россия? Шанс запустить что-то настолько крупное выпадает не так часто, поэтому, когда я услышал про покупку Costa Coffee, сразу увидел в этом потенциал. У меня есть знания и опыт, которые помогут запуску нового бренда, но я и сам многому учусь в процессе.
— Почему компания начала развивать кофейное направление?
Решение о запуске кофейного направления было стратегическим: наша компания позиционирует себя как beverages company 24/7, и для этого в нашем портфеле должны присутствовать как горячие напитки, так и традиционно утренние. Важен и фактор сезонности: холодные напитки популярнее летом, а горячие — зимой, так что сейчас мы идём в сторону баланса ассортимента. Кроме того, в России развивается кофейная культура: интерес к этому напитку продолжает расти, постепенно увеличивается доля молотого и зернового кофе.
— Как в компании проходит запуск?
В нашей компании сильные продажи — одна из лучших школ продаж в России, сильная логистика. В целом Coca-Cola HBC Россия — это команда профессионалов: у нас отличная подготовка в тех областях, где компания работала раньше. Сейчас перед нами стоит большая задача по превращению компании из монокатегорийной в мультикатегорийную, из дистрибуционной — в инновационную, в компанию, которая запускает новые направления. Считаю, что у нас есть все инструменты, чтобы учиться новому и быть достойным игроком на рынке, составлять конкуренцию премиальным брендам. В моей команде не так много пришедших извне компании, основную работу делают текущие сотрудники. Для них мы проводим очные и онлайн-тренинги, привлекаем кофейных экспертов, проводим дегустации, используя все возможности. Нам важно по максимуму вовлечь всех, потому что кофе — это отдельный мир, где очень важны эмоции, которые бренд передает потребителю. И именно от них во многом зависит, почему один бренд продается хорошо, а другой нет.
— Какие задачи стоят перед вами сейчас?
Основная задача — проведение масштабных изменений: нам нужно поменять процессы, отработанные годами, и мы уже начали это делать. Появляются и процессы, которых никогда не было: всё, что относится к потребительскому маркетингу, упаковке, сертификации. Мы всё это выстраиваем с нуля и таким образом приобретаем знания. Мы запускаем рекламные кампании в диджитал, учим мерчандайзеров работать с новой полкой и оборудованием, ведем переговоры с новыми байерами — процессов много, и всё это реально меняет компанию. Какие-то функции внутри компании меняются легче и более охотно, где-то мы сталкиваемся с большим сопротивлением, но мы ощущаем огромную поддержку со стороны менеджмента, и это помогает.
— Как другие сотрудники относятся к переменам?
Мне кажется, все осознают, что, с одной стороны, новое направление — это сложно и дополнительная нагрузка, а с другой — это возможность получить новый опыт, новые знания, стать более ценным специалистом на рынке. И люди в компании понимают, что нужно расти, что нельзя оставаться на месте, на одном ассортименте, нельзя допускать стагнации. Кроме того, кофе — это отдельный сегмент, не меньший, чем рынок холодных напитков, и приобрести в нём опыт дорогого стоит. Большинство рады, что такая возможность появилась. А уже моя задача — искать как можно больше интересных фактов о кофе, о тонкостях кофейного бизнеса, и открывать коллегам этот увлекательный мир.
— Повлияла ли пандемия на запуск?
Я пришел в компанию в январе, когда о будущей пандемии ещё никто не знал, и уже в феврале был одобрен план запуска. Мы планировали открыть продажи в конце августа и в итоге всё сделали вовремя и ровно так, как хотели, несмотря на все вызовы. Это говорит о том, что, несмотря на внешние факторы, команда способна быстро собраться и решить нужные вопросы. Да, меняться приходится быстрее и сильнее, чем мы планировали, но я на 100% уверен, что мы справимся.
Блиц
— Латте или капучино?
Латте.
— Гибкие практики или классический менеджмент?
Гибкие практики, потому что в change management работают только они.
— Вертикальный или горизонтальный рост?
Диагональный! По крайней мере, у меня получилось именно так.
— Личный результат или командная работа?
Конечно, командная работа. Команда — это всё, в наше время без команды большой бизнес не может работать. У нас проходит много командных мероприятий, и мне это очень нравится.