Одна из самых знаменитых картин английского художника Уильяма Блейка (1757 - 1827) "Геката" была известна мне давно.
И с её интерпретацией, в принципе, у меня не возникало трудностей. На картине изображена Геката - древнегреческая богиня лунного света, покровительница ночи, всего таинственного, магии и колдовства.
Вот она, темноволосая женщина, сама Геката, в окружении символов ночи. Тут тебе и летучая мышь, тут и сова, змея, жаба, и даже фантастический ночной монстр. Даже имеется магическая книга, незаменимый атрибут Гекаты. Да и сама картина представляет собой ночной эпизод.
И вдруг мне на глаза попадается, что на самом деле картина называется "Ночь радости Энитармон". И вместе с названием кардинально меняется весь смысл картины. Понятное рушится.
Энитармон... Кто такая эта Энитармон? Откуда взялось такое название?
Оказывается, Энитармон - это главный женский персонаж в мифологии Уильяма Блейка. Да, да, у Уильяма Блейка была своя собственная сложная и оригинальная мифология, которую он изложил в развёрнутой серии своих так называемых "пророческих книг", богато проиллюстрированных, награвированных и отпечатанных им самим.
Я не ставлю цели рассматривать мифологию Блейка. Она настолько сложна и запутана, что требует особого изучения и понимания.
Сейчас речь лишь об одном персонаже - Энитармон. Один из персонажей мифологии Лос, "Вечный пророк", представляющий собой Вдохновение, однажды сотворил первого человека. А потом, утомлённый трудами, Лос раздвоился на мужское и женское. Так и появилась Энитармон.
На картине "Ночь радости Энитармон" она излагает свою ложную религию.
"Наступает ночь радости Энитармон!
Кого мне звать? Кого мне послать?
Эта женщина, прекрасная женщина! может иметь власть...",
- так писал Уильям Блейк
Давайте внимательнее рассмотрим героиню картины.
В позе женщины чувствуется какая-то подавленность и колоссальное внутреннее напряжение. В этой фигуре нет мощи, ее сила как будто заблокирована.
Стоит обратить внимание на ступни Энитармон. Они массивны, словно это мужские ступни. Ведь Энитармон эманация мужского начала, от которого она и переняла свою мощь.
Рука у неё тоже сильная и большая. На картине опирается на книгу.
Если придерживаться мифологии Блейка, то это не магическая книга, а Библия.
И Энитармон отвернулась от неё. Взгляд её направлен в другую сторону.
Её взгляд устремлен на группу, расположенную в левой части картины.
В левой части картины мы видим сову, которая в античные времена считалась символом мудрости, но позже стала символом тьмы и зла. Змея коварна и хитра, но при этом мудра, бессмертна, обладает знаниями. Жаба - исчадие грязных, болотных глубин.
Энитармон словно отворачивается от светлого в сторону тьмы. Но слева стоит и ослик. В отличие от совы и змеи с горящими глазами, он спокойно щиплет травку.
Тут следует вспомнить, что во времена Блейка ослик часто изображался с яслями, где родился Иисус. И возможно на этой картине он выступает символом христианства, как бы призывая Энитармон к истинной вере, к раскаянию.
Две фигуры - мужская и женская - рядом с Энитармон полны раскаяния. Их лица спрятаны в волосах женщины. Как Адам и Ева, раскаявшиеся в своем грехе.
Но над Энитармон парит Демон ночи, словно охватывая её крыльями.
И не может быть покоя и гармонии для Энитармон.
В этом конфликт картины, в этом и конфликт художника. Уильям Блейк так и не достиг гармонии в жизни.