· После возвращения в Куфу Убайдуллах вступил в перепалку с Омаром бин Са'дом
· Некоторые события, произошедшие после мученической гибели Хусейна (мир ему)
· Сон Абдуллаха бин Аббаса
· Йазид потребовал присяги от Ибн Аббаса
· Раскаяние людей после событий в Кербеле
· После Кербелы Йазид не мог себя чувствовать комфортно на троне
ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ В КУФУ УБАЙДУЛЛАХ ВСТУПИЛ В ПЕРЕПАЛКУ С ОМАРОМ БИН СА'ДОМ
Люди с каждым днем все отчетливее стали понимать, на чей стороне правда и испытывать раскаяние, и от этого их возмущение все больше выплескивалось наружу. Кто еще вчера чувствовал гордость за содеянное, теперь старались свалить вину на других.
После того, как Убайдуллах вернулся от Йазида, то потребовал от Омара бин Са'да написанное им письмо: «Эй, Омар! Верни мне обратно письмо, которое я написал тебе с приказом убить Хусейна!».
Омар ответил ему: «Твой приказ был выполнен, письмо потеряно».
«Ты его обязательно найдешь и вернешь мне», - приказал Ибн Зийад.
Омар ему в ответ вновь сказал те же слова: «Оно потерялось».
Когда Ибн Зийад стал настаивать: «Ты его обязательно найдешь и мне доставишь».
Омар здесь не выдержал и признался: «Клянусь Аллахом, оно при мне, чтобы защититься в Медине от мужчин и женщин курейшитов, которые набросятся на меня! Клянусь Аллахом, я дал тебе наставление по поводу Хусейна (мир ему), если бы это наставление я дал моему отцу Са'ду бин Аби Ваккасу, то я бы оплатил свой сыновий долг!».
Брат Ибн Зийада Осман бин Зийад сказал: «Омар говорит правду. Клянусь Аллахом, я ничего так сильно желал бы, как, чтобы Хусейна (мир ему) не убили, тогда бы до Судного дня не было бы никого из сыновей Ибн Зийада, кто бы носил кольцо в носу (признак раба)».
Ибн Зийад не смог на это возразить»[18].
НЕКОТОРЫЕ СОБЫТИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ПОСЛЕ МУЧЕНИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ ХУСЕЙНА (МИР ЕМУ)
Несмотря на то, что в ту эпоху не было возможностей повсеместного моментального оповещения, о мученической смерти имама Хусейна (мир ему) стало быстро известно, благодаря некоторым знакам.
Родительница верующих Умму Салама во время гибели имама Хусейна (мир ему), находившаяся в Медине, увидела во сне нашего Пророка (С).
«Рассказывает Салман:
Я пришел к Умму Саламе. Она плакала. «Почему ты плачешь?», - спросил я у нее.
«Я видела во сне Посланника Аллаха (С). Он плакал. Его голова и борода были в пыли. «О, Посланник Аллаха, что с тобой случилось?», - спросила я. «Я некоторое время назад присутствовал в момент мученической гибели Хусейна», - ответил он[19].
«Наш Пророк (С) передал землю с Кербелы, которую принес Джабраиль, Умму Саламе и сказал ей: «Когда эта земля наполнится кровью, Хусейн станет мучеником».
Достопочтенная Умму Салама хранила ту землю в стеклянной чаще и время от времени смотрела на нее. В день гибели Хусейна (мир ему) она увидела, что земля приобрела кровавый цвет и поняла из этого, что Хусейн (мир ему) стал мучеником и сообщила об этом[20].
СОН АБДУЛЛАХА БИН АББАСА
Абдуллах бин Аббас также узнал о мученической смерти имама Хусейна (мир ему) во сне. Весть о его мученической гибели пришли позже.
«Али бин Зайд бин Джуд'ан передает следующее:
«Однажды Ибн Аббас проснулся ото сна и произнес «Инна лиллахи ва инна илайхи раджиун» (Все мы от Аллаха и к Аллаху вернемся). После просьб он объяснил: «Клянусь Аллахом, Хусейн (мир ему) пал мучеником».
«О, Ибн Аббас, как такое может быть?», - воскликнули расспрашивавшие его товарищи.
«Я увидел во сне Посланника Аллаха (С). Рядом с ним был стеклянный кубок, заполненный кровью. «Ты знаешь, что сделала моя община после моего ухода? Они убили Хусейна. Это его кровь и его сподвижников. Я представлю это Аллаху», - рассказал он.
Его товарищи запишут день и час, когда им стало известно. Не пройдет много времени, спустя 24 дня весть о мученической смерти Хусейна (мир ему) и его сподвижниках придет в Медину. Из-за записанного времени сна станут известны день и час, когда они пали мучениками[21].
ЙАЗИД ПОТРЕБОВАЛ ПРИСЯГИ ОТ ИБН АББАСА
Когда Йазид боролся с Абдуллахом бин Зубайром, то он попытался взять присягу с Ибн Аббаса в свою пользу. Как попытался это сделать Абдуллах бин Зубайр, который не смог привести Ибн Аббаса к присяге.
Йазид призвал Ибн Аббаса присягнуть ему, узнав, что тот отказал Ибн Зубайру. Он прислал письмо следующего содержания:
«Насколько я слышал, самозванец Ибн Зубайр призвал тебя присягнуть и покориться ему во имя того, чтобы быть помощником во лжи и соучастником в грехе.
Ты же оказался стоек в присяге нам и сдержал свое слово. Ты признал покорность Аллаху и доказал, что правота на этом пути за нами и отказался покоряться ему!
Пусть Аллах наградит тебя самое высокой наградой за то, что ты соблюдаешь права родственников, за то, что соблюдаешь свои клятвы!
Не забыть твою добродетель и достойно наградить тебя - это из вещей, которые я не забуду. Поэтому поторопись навестить меня!
Клянусь, ты по своей степени благородства, покорности и родственными отношениями с Посланником Аллаха (С) из нас.
Пусть Аллах защитит тебя своей милостью! Присматривай за теми из твоих соплеменников или людьми извне, за теми, кто к тебе приходит и возвеличивают языком и высокопарными словами самозванца Ибн Зубайра! Хорошо и старательно учи их покорности мне и быть верными данной мне присяге! Потому что ты - человек, следование которому для них самое лучшее.
Они больше прислушиваются к тебе, чем к людям самозванца Ибн Зубайра, которые сделали запретное разрешеннным. Прощай!»[22]
В ответ Ибн Аббас написал ему письмо и в этом письме он описал все поступки Йазида:
«От Абдуллаха бин Аббаса Йазиду бин Муавии...
До меня дошло письмо о том, что Ибн Зубайр предложил мне присягнуть ему и я избежал присяге ему. Да! Это было так, как ты слышал.
Однако, я не восхваляю тебя и не нуждаются ни в твоей дружбе и любви!
Ты мне говоришь, что ты не всем предлагаешь свою любовь и дружбу.
Клянусь, из наших прав, что в твоих руках, нам возвращена лишь небольшая часть. Многие из них ты утаил у себя и придержал при себе!
Ты хочешь, чтобы я побуждал людей присягнуть тебе и отказаться от присяге Ибн Зубайру.
Нет! Я не желаю тебе добра и не собираюсь радовать тебя!
Потому что ты сделал мучеником, оттеснив его в удобренную камнями местность! И это было исключительно твоим решением и результатом твоих взглядов.
Несомненно, ты человек слабый, легковесный умом, и не думаешь, чем дело завершится!
Ты думаешь мы забыли, как ты распластал тела Хусейна и сыновей Абдулмутталлиба, молодцов, рассеивавших темноту на песке пустыни? Думаешь, мы забыли как ты бросил (на обозрение) на площади их тела запачканными в песке, земле и крови, без одежды и савана? Думаешь мы забыли, как ветер скрыл их тела землей, волки терзали их тела на части и таскали по пустыне? Думаешь мы не помним, как избранные и удостоенные Аллахом люди из племен, не посягнувших на их кровь, наконец забрали истерзанные волками их тела из пещер, закрыли их саваном и похоронили?
Я не забуду, и тебе это также не следует забывать следующее: ты наслал на них прелюбодея, сына прелюбодея, лишенного и далекого от чувства милосердия, безродного сына, как со стороны отца, так и со стороны матери. Его отец утверждал, что он брат твоему отцу. Твой же отец приобщился к делу, которое принесет ему и в этом мире, и в следующем, и при жизни, и после смерти порок, стыд и позор, бесчестье, он включил его в свой род.
В то время как Пророк (С) сказал: "Ребенок принадлежит ложу, где он родился". Твой же отец включил его в свой род подобно чистому ребенку. Этим он, не зная, убил сунну и оживил, и установил абсолютное нововведение.
То, что я не забыл и не забуду, как ты вынудил Хусейна бин Али (мир ему) покинуть запретный город Посланника Аллаха (С) Медину и перебраться в запретный город Аллаха - Мекку, и как ты коварно его обманул, и послал людей, чтобы уничтожить его. Ты заставил его покинуть запретный город Аллаха Мекку и направиться в сторону Куфы!
Он покинул Мекку и был настороже, и озирался по сторонам.
Он изначально и до конца был самый благородным из мекканцев.
Если бы он захотел осесть в Мекке и Медине, и если бы он посчитал разрешенным биться здесь, то он был единственным из людей, которому бы покорились и подчинялись, и мекканцы, и мединцы.
Однако, он не захотел делать разрешенным запрещенное Аллахом и Его Посланником (С).
Еще более тяжкий грех в том, что ты послал людей, чтобы биться в запретном городе. Неужели Ибн Зубайр совершил такой тяжкий грех?
Где и когда он совершал несправедливость по отношению к Запретному Дому, нерешительно преградив путь бегущему?
Однако, ты являешься таким?
Думаю, нет! Несомненно, я знаю, что ты хочешь в этом вопросе сделать разрешенным запретное, и даже это изменишь!
Ты клянешься, как женщина! Ты поощряешь музыку. Все, кто едет в Ирак, все видят уродство твоих взглядов и не хотят тебя видеть!
«Приказ Аллах непременно исполниться, и это неизбежная судьба».
Затем ты написал сыну Марджаны, чтобы он послал людей против Хусейна (мир ему) и заставил их доставить в необходимое место, и не тянуть с решением проблемы. Но Аллах очистил его и сыновей Абдульмутталиба от грязи и очистил их собой чистотой, и ты приказал не оставлять их пока домочадцы (Ахли Бейт) Поланника Аллаха (С) не падут мучениками.
Мы не похожи на грубые и мелкие душонки твоих отцов.
Затем Хусейн бин Али (мир ему) обратился к ним с просьбой вернуться в места, откуда он пришел. Вы же воспользовались малочисленностью его сторонников. Вы захотели подрубить корни Ахли Бейта. Вы напали на них.
Вы убили их подобно, как убиваете семьи неверных. Нет ничего более поразительного, чем ждать от меня любви, дружбы, просить у меня помощи. Будто бы ты не убил сыновей моего отца и кровь не капает с твоего меча и будто бы я не тот человек, который требует отмщения!
Если Аллах пожелает, то я не задержусь и взыщу с тебя за кровь (моих близких). Пока я не отомщу, (Аллах) не приведет тебя ко мне, не даст тебе жизни!
Если же ты проживешь в этом мире дольше меня, то мы примем мученическую смертью потомков пророка в качестве судьбы. Обещание и решение Аллаха исполнится и исполнилось.
Нам достаточно Аллаха в качестве помощника угнетенных и мстителя угнетателям! И не радуйся, что ты сегодня одержал вверх!
Клянусь Аллахом, придет день, и мы будем праздновать победу над тобой.
Ты говоришь о том, что я держу слово и рассказываешь обо мне!
Да, клянусь Аллахом, я присягнул твоему отцу даже, несмотря на то, что сын моего дяди, все сыновья моего отца были более достойны для дела халифата, чем твой отец. Однако, что могу поделать, вы навалились на общину курайшитов и праздновали победу над нами. Вы лишили нас прав.
Пусть будут прокляты те, кто осмелился на несправедливость по отношению к нам.
На нашем пути встали избалованные роскошью люди. Вместо нас другие взяли на себя дела. Да будут они прокляты, как были прокляты племя Самуда и Лута, сподвижники Мадйана и хулители пророков!
Знай, что самая поразительная вещь из всех поразительных вещей, это невиданное в эту эпоху вещь - это то, что, ты решив показать свою власть над нами и продемонстрировать людям, что уничтожил нас, повез и повел дочерей Абдульмутталиба и невинных дочерей их сыновей подобно пленникам до самого Дамаска!
Клянусь, даже если ты встретишь утро и ночь в безопасности, то в ближайшее время ты будешь настигнут и ранен! И будут, не переставая просить и не устанут мои уста произносить, чтобы рана, которую ты получишь, была тяжелой, чтобы не уменьшилось число конфликтов с тобой, чтобы после того, как ты убил внуков Посланника Аллаха (С) и сыновей моего дяди, Всевышний Аллах дал тебе короткий срок, чтобы ты был пойман и страдал долго и медленно в мучениях, чтобы ты покинул этот мир самым ничтожным, самым грешным образом! Так, что поживи немного, посмотрим, что дальше будет с тобой!
Клянусь Аллахом, то, что ты заслужил перед Аллахом тебя уничтожит и изведет.
Мир тем, кто покорен Аллаху»[23].
РАСКАЯНИЕ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В КЕРБЕЛЕ
Люди все больше стали видеть истинное лицо Йазида и среди народа началось обсуждение мысли, насколько было неверно убивать Имама (мир ему).
После смерти Йазида в 683 году с одной стороны на политической арене появилось много халифов, а с другой стороны, ожидался удобный момент для мести над совершившими резню в Кербеле.
Здесь важно понимать, что поступки тех, кто вознамерился отомстить за имама Хусейна (мир ему) являлось восстанием против ошибок династии Омейядов.
Для того, чтобы восстание можно было назвать успешным в полном смысле этого слова, необходимо было, чтобы это сопротивление убрало пелену с глаз людей.
Мы подробно изучим получившее широкое распространение движение таввабин и восстание Мухтара ас-Сакафи.
Помимо этих движений также восстание подняли Мутриф бин Мугийра, Ибн Аш'ас, Зайд бин Али бин Хусейн и Абу Сарайа.
ПОСЛЕ КЕРБЕЛЫ ЙАЗИД НЕ МОГ СЕБЯ ЧУВСТВОВАТЬ КОМФОРТНО НА ТРОНЕ
После мученической гибели имама Хусейна (мир ему) халифат Йазида оказался под угрозой. Наряду с восстанием Абдуллаха бин Зубайра в Мекке жители Медины присягнули Абдуллаху бин Ханзале.
Три года правления Йазида вместе с самой чудовищной резней запомнилось тем, что прошло в столкновениях, превратилось в борьбу за трон.
[18] 684 Ибн Касир, аль-Камиль, т. 4, с. 48
[19] Хаким, Мустадрак, т. 4, с. 19
[20] Йакуби, Тарих, т. 2, с.245-246
[21] Абу'л Фида, аль-Бидайа ва'н-Нихайа, т. 8, с. 200
[22] Балазури, Ансабу'л Ашраф, т. 4, с. 18
[23] Йакуби, Тарих, т. 2, с. 248-250
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",