По данным Минпромторга, с начала эксперимента выдано около 250 тыс. кодов маркировки, из них введено в оборот более 35,5 тыс. кодов, более 100 единиц маркированной продукции выведено из оборота в рознице. Участниками оборота зарегистрировано 84 карточки товара в категории «бутилированная вода».
В ходе добровольного эксперимента по маркировке бутилированной воды, который пройдет до 1 марта 2021 года, будет принято решение о необходимости введения маркировки для этой товарной категории. На площадках шести производителей проведено тестирование оборудования по нанесению средств идентификации.
Решения TraceWay, которые производит инвестиционно-технологический холдинг Original Group, полностью готовы покрыть потребности рынка. В эксперименте мы будем делать все с точки зрения прослеживаемости от момента производства до выбытия, по максимуму. Сейчас все участники эксперимента планируют проведение своей продукции до точек выбытия, многие пока останавливаются на опте, но кто-то доходит до розницы.
«Мы фиксируем высокую заинтересованность компаний, желающих участвовать в эксперименте, — говорит Олег Тухватуллин. — Состав участников пилота увеличивается, так в ноябре в эксперимент вступила компания PepsiCo. Проведены первые тесты по нанесению средств идентификации на площадках 6 производителей, маркировка наносилась на наиболее популярные в отрасли упаковки — бутылки объемом 0,5; 1,5; 5; 6; 18,5 и 19 л. В ноябре 2020 года планируется провести тестирование по нанесению маркировки на площадках 23 производителей воды, в декабре — у 16 участников. Дополнительно обсуждается проведение тестирования на производстве еще 10 участников».
На легкий и скорый эксперимент повлияет личная ответственность поставщиков решений. Хотелось бы избежать смен интеграторов, которые, к сожалению, стали приметой маркировки в «фарме» и «молоке». ЦРПТ призвал поставщиков решений нести ответственность за процесс от и до, чтобы не приходилось проводить внедрения на излете эксперимента, когда много ресурсов уже затрачено.
Эту позицию поддерживает Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group. «После старта обязательной маркировки в фарме мы получили более 10 запросов на разработку информационной системы уровня L3 – L4 и инсталляцию ПО TraceWay на готовые установки, которые, к сожалению, были уже закуплены фармпроизводителями. Не менее 30 процентов рынка работает сейчас в ручном режиме, притом что уже затрачены огромные ресурсы, установлено западное оборудование, система отправляет отчеты. Не все поставщики решений для маркировки, к сожалению, справляются с контролем целостности данных и эксплуатацией в промышленном контуре. При этом они придерживаются идеологии vendor lock и закрывают API-протоколы, — поделился Гимадиев. — Заканчивается тем, что фармпроизводители вынужденно снимают с гарантии уже закупленное у других вендоров оборудование, чтобы иметь возможность инсталлировать нужные уровни нашего ПО TraceWay. Мы в свою очередь покрываем такие ситуации своими гарантиями, но проблема сложная. Уважаемые коллеги, давайте не будем до этого доводить. Мы голосуем за открытый рынок и открытые API-протоколы».