Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Г.А. Потемкин в создании Черноморского флота России. Достижения и неудачи

Оглавление

Парусный корабль перед спуском на воду. Со старинного рисунка конца XVIII века
Парусный корабль перед спуском на воду. Со старинного рисунка конца XVIII века

Григорий Александрович Потемкин, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал и ближайший соратник Екатерины II, по праву считается одним из выдающихся государственных деятелей России. Именно с его именем связано решение Россией целого ряда важнейших проблем: присоединение и освоение Северного Причерноморья и Крыма, реформа русской армии в 1780-х годах, создание Черноморского линейного флота, организация военных и политических действий страны в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов, выдвижение на первые роли в Черноморском флоте Ф. Ф. Ушакова.
Многие из этих вопросов уже нашли отражение в отечественной, и даже иностранной историографии. Однако некоторые еще ждут своего часа.
В частности, это касается анализа роли Г. А. Потемкина в черноморском судостроении
1778–1791 годов, то есть в период, когда Россия, наконец, обрела свой Черноморский линейный флот. Этой проблеме, а точнее, кораблестроительным планам Г. А. Потемкина в этот период, их выполнению и роли в достижении успеха и посвящена данная статья. Сделаем предварительное замечание: поскольку период 1778–1791 годов был далеко не однородным по содержанию, мы разделили его на четыре этапа: 1778–1783, 1783– 1785, 1785–1787 и 1787–1791 годы.

Этап первый: 1778–1783 годы

Впервые с проблемами военно-морского строительства Г. А. Потемкин напрямую столкнулся еще в 1776 году, когда стал генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, в одной из которых — Азовской — базировалась Азовская флотилия. В первую очередь это касалось чисто хозяйственных вопросов — решения об отведении места для Гнилотонской верфи и защиты прав переселяемых оттуда жителей. Но до 1778 года прямой ответственности за развитие Российских военно-морских сил Г.А. Потемкин не нес. Однако 31 мая 1778 года все изменилось: в этот день ему было поручено создание новой Херсонской верфи на Днепре, на которой должно было начаться строительство долгожданных черноморских линейных кораблей.
Выбор Херсона был вызван крайним мелководьем Таганрогского залива и дельты Дона, создававших проблемы при достройке даже фрегатов. Выбор Г. А. Потемкина обусловливался как его руководством южными губерниями, так и положением в системе российского управления; проще говоря, устав от бесконечного затягивания начала постройки линейного флота на Днепре, Екатерина II поручила это как самому близкому человеку, так и одному из сильнейших организаторов
XVIII века.

В результате дело действительно сдвинулось с мертвой точки. Уже в
1779 году Херсонская верфь оказалась настолько готовой, что на ней заложили первый линейный 60-пушечный корабль — «Св. Екатерину». Однако затем работы сильно замедлились, хотя в 1780 и 1781 годах там заложили еще четыре линейных корабля, но уже 66-пушечного ранга («Слава Екатерины», «Св. Павел», «Мария Магдалина» и «Св. Александр»). Причиной было то, что пока судостроением в Херсоне по-прежнему руководили из Петербурга, чем отлично пользовалось назначенное Петербургом же весьма вороватое руководство — генерал-цейхмейстер И. А. Ганнибал и капитан 1 ранга И. Т. Овцын. Да и сама столица в эти годы внесла немало помех, регулярно меняя как судостроительные планы, так и типы предполагаемых кораблей (чего стоит одна только срочная замена 60-пушечных кораблей на 66-пушечные, произведенная в 1780 году!).
Что касается Г. А. Потемкина, то он, судя по документам, вплоть до
1782 года осуществлял лишь общий надзор за происходящим, занимаясь в основном проблемами, связанными с «Вооруженным нейтралитетом». Соответственно кораблестроительные программы Черноморского флота этого периода (как 1778, так и 1781 года) имеют к Г. А. Потемкину весьма формальное отношение.

Из документов о роли Г. А. Потемкина в Черноморском судостроении 1778– 1783 годов

1. Из письма генерал-цейхмейстера И. А. Ганнибала Г. А. Потемкину. 5 января 1779 года

«…В адмиралтействе эллинги строятся с желаемой поспешностью и один из оных на сих днях с плотиной и пристанями строением окончится… Вся обширность укрепления валом уже обнесена и к маю месяцу в совершенное оборонительное состояние приведено и с окладкою дерном окончено будет. Лесов на цивильное строение господином полковником Соколовым подряжено довольное число, кои с первою вешнею водою через пороги проведены и в Херсон справлены без всякого сумнения будут…»

2. Из рапорта генерал-цейхмейстера И. А. Ганнибала
Г. А. Потемкину. 26 мая 1779 года

«…Корабль шестидесяти пушечного ранга на здешней верфи сего мая в 26 день заложен…»

3. Всеподданнейший доклад (черновой) адмиралтейств-коллегии.
До 17 ноября 1780 года

«Адмиралтейств-коллегия получила от генерал-поручика Ганнибала рапорт, коим уведомляет, что в Херсоне сверх прежде строимого одного корабля, заложено еще два корабля по данному ему за всевысочайшим В. И. В. подписанием чертежу, с которого и приложил копию.»

4. Высочайший указ генерал-поручику Ганнибалу. 23 марта 1781 года

«…1) Как ныне строющиеся в Херсоне три 66-пушечные корабля по апробованному от Нас чертежу, совсем достроить, так и будущие 5 кораблей стараться доводить во всех частях до совершенного окончания… 3) Предполагая содержать в Херсоне двенадцать 66 пуш. кораблей, фрегатов же и прочих военных и транспортных судов по пропорции, Мы повелеваем вам на остальные 4 корабля и на прочие суда заготовлять леса и подряжать в Польше, буде то для казны выгоднее, а для службы Нашей успешнее, употребляя на то деньги из наличной у вас имеющейся суммы…»

Херсон. План города. 1794 год. ЦГВИА
Херсон. План города. 1794 год. ЦГВИА

Так продолжалось до 1782 года, когда именно Г. А. Потемкину поручили подавить новый мятеж в Крыму, что он благополучно и выполнил, а затем подал Екатерине II записку, в которой настаивал на необходимости скорейшего присоединения Крыма и всего Северного Причерноморья к России. Императрица, в свою очередь, поспособствовала самому пристальному вниманию к состоянию русских военно-морских сил на Азовском и Черном морях, поскольку вероятность сопротивления турок считалась весьма высокой, а без помощи с моря противостоять им было бы проблематично. Здесь и подтверждается наше предположение о формальном руководстве Потемкиным в эти годы херсонским судостроением, поскольку, планируя действия на море, он полностью опирался исключительно на донесения И. А. Ганнибала, который уверял, что в начале 1783 года у него будут готовы семь линейных кораблей! Весной 1783 года Г. А. Потемкину придется в этом горько раскаяться. Но это произойдет чуть позже. А пока, получив согласие Екатерины II на проведение операции по при - соединению Крыма, Г. А. Потемкин занялся ее подготовкой, что дает нам возможность перейти к следующему этапу его участия в развитии Черноморского флота — этапу, когда князь Таврический начал нести непосредственную ответственность за развитие этого флота.

Этап второй: 1783–1785 годы

Уже начало 1783 года ознаменовалось целой чередой важнейших решений, адресованных военно-морским силам России на южных морях. Во-первых, 11 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении Ф. А. Клокачева командующим флотом, «заводимым на Черном и Азовском морях», одновременно предписав тому во всем слушаться непосредственно Г. А. Потемкина. Во-вторых, 23 января Г. А. Потемкин принял решение о переводе основных корабельных сил Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту, где они должны были положить начало эскадре Черноморского флота. И, в-третьих, в феврале капитану над Таганрогским портом П. А. Косливцеву предписали срочно достроить все остававшиеся на донских верфях фрегаты, а также завершить работы на тех, которые проходили тимберовку.
Причина такой активности просматривается совершенно четко — указанное нами выше стремление Г. А. Потемкина опереться во время Крымской операции
1783 года на военно-морские силы России на Черном море.
Однако реальность внесла в эти планы большие коррективы, обусловленные, в первую очередь, крайне неудовлетворительной деятельностью Херсонской верфи. В частности, несмотря на обещания И. А. Ганнибала, там, по-прежнему, со стапелей не сошел ни один корабль. Взбешенный Потемкин вынужден был лично заняться херсонскими проблемами. Вот что он писал
11 мая 1783 года:

«Измучился, как собака, и не могу добиться толку по адмиралтейству. Все запущено, ничему нет порядочной записи. По прочим работам также неисправно, дороговизна порядков и неисправность подрядчиков истратили много денег и время… Никто из тех, кои должны были смотреть, не были при своем месте… все были удалены, а в руках все находилось у секретаря у Ганнибалова… которого он увез с собой, не оставив здесь ни лесу, ни денег… Теперь выходит, что и лесу всего на корабли не выставлено, а из выставленного много гнилого».

Таким образом, И. А. Ганнибал не только провалил поставленные задачи, но еще и улизнул от ответственности в Петербург. Однако для Г. А. Потемкина гораздо важнее было найти адекватного руководителя Херсонской верфи. В итоге он назначил Ф. А. Клокачева, человека с большим опытом, а главное, уже показавшего себя умелым управленцем в период командования Азовской флотилией в
1776–1780 годах.

Для наведения порядка в управленческих делах Ф. А. Клокачев сразу же учредил контору над портом, состоящую из интендантского, экипажеского, комиссариатского и артиллерийского департаментов. Однако разобраться в запутанной документации оказалось практически невозможно. Считая капитана над Херсонским портом И. Т. Овцына не менее, чем Ганнибал, виновным в запущенности дел, да еще подозревая в злоупотреблениях, Г. А. Потемкин решил сместить и его. В результате место Овцына перешло к капитану 1 ранга А. П. Муромцову, направленному лично Екатериной II из Архангельска.
Но, несмотря на все принятые меры, спустить на воду в Херсоне в
1783 году удалось всего лишь один линейный корабль — 66-пушечный «Слава Екатерины». Остальные же аналогичного ранга, несмотря на явную активизацию работ, требовали еще немало усилий для завершения, а заложенный первым 60-пушечный корабль «Св. Екатерина» и вовсе находился в критической ситуации из-за значительного распространения гнили в наборе корпуса. Спасти его, кстати, так и не удалось, вскоре он был разобран прямо на стапеле...



© А. А. Лебедев
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №62/2011

Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut