Найти тему
Edulang

Методы изучения иностранных языков: Правда о мнемонике. Часть 2

Оглавление

Друзья, продолжаю статью «Правда о мнемонике». С началом статьи вы можете ознакомиться здесь.

Ограничения и недостатки мнемоники

Грюнеберг (1998) утверждал, что метод ключевых слов для долгосрочном сохранении уступает механическому заучиванию. Кампос и Гонзалез (2003) объясняли неэффективность метода ключевых слов недостатком подготовки участников. Во всех экспериментах механический метод был более эффективным, чем метод ключевых слов. Как в случаях с подростками, так и со взрослыми.

Этому есть ряд объяснений.

  • Некоторые люди (особенно взрослые) не хотят создавать яркие образы и сумасшедшие истории.
  • Другие люди (опять особенно взрослые) не могут и / или не хотят отказаться от использования ранее изученных стратегий.
  • Использование мнемонических приемов для запоминания слов отнимает много времени (особенно вначале).
  • Мнемоника требует больше усилий (особенно вначале), чем заучивание.
  • Мнемоника не гарантирует понимания.
  • В обучении с мнемоникой отсутствует контекст.

Итак, если мнемоника не так уж хороша для долгосрочного обучения, для чего она нужна?

Как мнемоника влияет на кратковременную память

Кратковременная память имеет три ключевых аспекта:

1. Ограниченная емкость. Одновременно можно хранить только около 7 + -2 элементов);

2. Ограниченное время хранения информации. Продолжительность хранения информации (если нет повторения) около 20 секунд.

3. Кодирование (в первую очередь акустическое). Чтобы закодировать информацию в кратковременной памяти, надо сосредоточить на ней внимание. Поэтому в кратковременной памяти будет содержаться только избранный материал. Это означает, что многое туда не попадает. При кодировании запоминаемой информации она переводится в определенный код. Исследования показывают, что для кодирования в кратковременной памяти мы предпочитаем акустический код. То есть для запоминания мы повторяем информацию про себя снова и снова. Так, пытаясь запомнить номер телефона, мы кодируем это число в виде названий цифр. Затем мы повторяем эти звуки про себя, пока не наберем номер.

Мнемонические приемы позволяют улучшить все три аспекта кратковременной памяти. Это имеет огромное значение для изучения иностранного языка. Почему? Поскольку кратковременная память является воротами к следующему этапу сохранения информации – хранению в долговременной памяти.  В конце концов, если вы не сможете зафиксировать в памяти информацию даже на несколько секунд, как вы сможете учиться?

Кратковременная память вундеркиндов

Исследования одаренных людей, достигших профессионального уровня к 10 годам, показывают кое-что очень интересное. Несколько лет назад психолог Джоан Рутзац провела исследование девяти вундеркиндов. Оказалось, что их способности зависят от уровня IQ, исключительной рабочей памяти и повышенного внимания к деталям. Наиболее поразительным было то, что каждый вундеркинд продемонстрировал отличные результаты (лучше, чем 99 процентов от общей популяции) функционирования рабочей памяти – способности одновременно хранить входящую информацию и обрабатывать уже имеющуюся информацию. Итак, как можно приблизиться к этим уровням интеллектуального функционирования?

Основная информация для понимания, как эффективно использовать мнемонику

  • лучше всего мы учимся на практике;
  • вспоминание информации укрепляет ее и помогает в дальнейшем извлечении.

Знание этих вещей может помочь нам приготовить идеальный комплекс обучения:

  • Соберите информацию. Неважно, хотите ли вы выучить язык или освоить стратегии убеждения. Соберите знания, необходимые для достижения своей цели.
  • Запомните их с помощью мнемоники. Мнемонику можно рассматривать как расширение кратковременной памяти. Поместите как можно больше информации на этот внешний «жесткий диск».
  • Начните применять полученные знания на практике прямо сейчас

Изучение языков – это навык. Как и игра на пианино или программирование. Сначала вы знакомитесь с теорией игры на пианино или программирования. Затем применяете свои знания на практике. Постарайтесь использовать как можно больше информации из своей памяти. Потому что каждый раз, когда вы вспоминаете какую-либо информацию, происходит волшебство. Вы начинаете создавать и укреплять нейронные сети, отвечающие за данное действие. Повторяйте это действие достаточное количество раз, и вы его автоматизируете. С этого момента вы сможете выполнять его подсознательно и с минимальными усилиями. Давайте посмотрим, как это можно использовать при изучении языка.

Эффективность и полезность мнемоники в изучении языка

Вот план, предложенный одним из любителей мнемоники:

1) Ознакомиться с грамматикой;

2) Запомнить основные склонения и спряжения с помощью мнемоники;

3) Запомнить около 50 основных слов с помощью мнемоники;

4) Составить множество предложений, разговаривая сам с собой и используя выученные слова;

5) Повторять пункты 2-4 множество раз. Каждый раз увеличивать количество слов и грамматических конструкций

Конечно, не забываем о практике аудирования и чтения.

Я также советую использовать anki или комбинировать эти стратегии. Но, поскольку обучение с помощью мнемоники не имеет контекста, не используйте ее, если вы не можете составлять предложения с помощью запомненных таким образом слов.

Эффективность и полезность мнемоники — вывод

Мнемоника часто преподносится как окончательное решение для всех проблем в обучении. Что далеко от истины. Эффективность и полезность мнемоники может быть высокой. Но только при условии, что вы точно понимаете, как ее использовать. А так как теперь вы это понимаете, в следующих выпусках я предложу несколько эффективных стратегий.

Но повторю снова. Мнемоника – это не панацея. Она не может заменить собой так называемые стандартные методы изучения иностранного языка. Но может облегчить запоминание.

А вы пытались когда-нибудь улучшить свой способ запоминания информации?

Вам будет интересно: