Видели ли вы Невзятый Замок? Нет, не взглядом, нет! Чем-то внутренним, сердечным, призрачно-неуловимым. Видели?
Я видела. И это моя величайшая гордость. И это моё величайшее поражение.
Знаете, какой он, этот замок? Он вроде бы выглядит так, как может выглядеть Замок: каменные стены, высокие крутые лестницы, узкие окна, закрытые покрывалом витражных росписей, бойницы и полукруглые башни.
Но ты чувствуешь, что не можешь отвести от него взгляда. Никак не можешь. Да и не хочешь суметь сделать это. Стены, древний камень притягивает взор, и ты начинаешь видеть, что на камнях этих песчинки блестят и образуют узоры. И ты вглядываешься, и ты теряешься в них – и что много хуже – ты радуешься этому.
А ступени…о, я могу еще, и сейчас чувствовать эти ступени под ногами! Они тверды, укрыты древними покрывалами и слоем пыли. По ним безопасно ступать, но нельзя идти – потому что назад уже не захочется возвращаться.
А окна? О, я могу клясться миром, что никто никогда не видел такого вида из окон. Вырезанные в каменных стенах просветы удушливы, сжимаются…и если выглянуть, можно увидеть дивную зелень на склонах и дорогах, ведущих к Замку весною, а зимой – белоснежную мглу, которая прячет в своих объятиях и деревья, и скамьи, и подъездные тропы.
И сложно взгляд отвести, признаюсь.
Когда возник этот Замок? Я не знаю. Я думаю – никто не знает. Вернее, у каждого есть свой ответ, все правы и все ошибаются. Если честно, меня больше волнует тот вопрос – когда этот Замок исчезнет.
Нет, не по тому, что я устала от него, или он тяготил бы меня чем-нибудь, нет! Потому что я хочу приготовиться, достойно проститься с этим великим чудовищем и великой красою. Я хочу, чтобы Замок меня запомнил. И я хочу, чтобы я запомнила его.
Невзятый Замок. Никем! Никогда.
Его обошла война – разрушительный лязг мечей и доспехов не причинил ему вреда.
Его миновали пожары и ветра. Ничего не стало с ним, с камнем, что держал его в оковах своею прочностью.
Смерть не коснулась Замка – прошла рядом. Ночь налетела ведьмою, вцепилась в витражные стёкла и…отступила. Трусливо бежала, спасалась.
В этом Замке каменный пол. Я видела гордых Северных Жриц, танцевавших босыми ногами по поверхности, не замечающих холода и остроты камня. Они танцевали, отбивали жестокие ритмы своих молитв, и танец их плёл защиту для других.
Я видела в этом Замке монахов, что принимали страшные обеты немоты перед людьми и молились в Светлой Зале, не замечая холода, проникающего сквозь узкие окна.
Я говорила с Воином. Он не принимал участие ни в одной битве. И никогда не примет. Но Невзятый Замок не позволит ему уйти. Воин говорил громко, раскатисто, медленно.
Мелькали в этом Замке и другие лица. Ведьма, варившая странное зелье…увидела бы в толпе – не узнала, до того обычной казалась она мне! Фея, что потеряла одно крыло в какой-то войне…или пожаре. Она не из местных обитателей Невзятого Замка, в отличие от них, Фея прилетела сюда из мест далёких, и летела столь долго, что уже не помнила, откуда начался её полёт.
Я слышала шаги друида. Много лет назад он дал клятву Дракону – найти в Невзятом Замке правителя, да только так и не понял, что Дракон издевался. В Невзятом Замке не может быть правителя. Его никогда не было. И друид обезумел. Он стал тенью, он бродил в отголосках свечного пламени, шаги его звучали приглушённо в ступенях и никто не видел его. Только слышал.
Сам же Дракон обитал в полукруглой башне. Он жил в темноте, искусственно созданной им самим. Он не был злым, но хотел таковым казаться. Дракону нужна была пища, и кто-то из Северных Жриц приносил ему еду, но не заговаривал. Дракон возник вместе с Замком. Первым пришёл в его стены и последним уйдёт.
В этом Замке были и люди. И если честно, пока я изучала стены, я встречала их часто. И боялась. Люди эти были обыкновенными, только глаза их – ярки, слишком ярки! И лица…сероватые. Пустые. Они менялись. Менялись на ходу не только ликом. Но и всем телом своим. Мужчины становились женщинами, женщины – мужчинами. Я не могла сосчитать их, они кружили вокруг меня хороводом, менялись, менялись…они не оставляли мне никакого шанса.
А ещё в этом Замке запросто ходят звери. Звери странные, совсем неопасные. Ворон, Волк, Олень, Кот…
Я боялась, встречая их – так неожиданно в переходе между коридорами встретить было Оленя, его прекрасные, будто бы освещённые призрачным светом, рога, или Волка, мирно свернувшегося клубочком у порога какой-нибудь комнаты…
Как удивительно казалось это мне. Как жутко. Как чарующе.
Я не хотела уходить из этого Замка. В нём было то, чего не нашлось в Седых Берегах, в чертогах Звёздного Света и на Земле. Здесь царствовало что-то очень мирное, но бесконечно сильное. Я чувствовала, что я родственна внутренним чувством к каждому, кого встречала в Замке. Я видела Замок их глазами. А выглядывая из окон Замка, я видела ещё и их глазами мир.
Я не хотела уходить. И мне пришлось сбегать.
Я боялась, что пока я спускаюсь по ступеням, встречу кого-нибудь и тогда точно останусь. Останусь, забыв про то, что я не была рождена в этом Замке, что я лишь гость здесь, пусть родной, пусть нужный – но гость.
Ах, я недооценила Замок. Он не был взят никакой силой. Ему это не нужно – все попадают в него рано или поздно, сдаются на его милость и он уже сам решает, что делать дальше. Из тех, кто не нравится ему, Невзятый Замок строит новые ступени и новые камни для своих стен. И растёт, растёт…
Из тех, кто нравится, кто подходит ему чем-то неуловимым, близким – Замок делает существ, подходящих его миру. И оставляет. Оставляет навсегда.
Замок отпустил меня легко, потому что знал – я вернусь. И знал, что я приведу других в его стены.
Он понял мою душу, возможно, он и был моею душой.
Этот Замок…я солгу, если скажу, что я не искала его после. Я искала. Я искала в картах, в зеркальных миражах, в покрывалах дождя и пламени.
Но нашла его совсем не в потаённых землях, не в проклятых местах.
Я нашла его в себе самой.
Видели ли вы Невзятый Замок? Может быть, и нет. Но вы родились в нём. Вы живёте, прячетесь от него. Вы боитесь.
Но неужели вы думаете, что страх спасёт вас?