Найти тему

Между Кандинским и искусством. Немецкая художница Габриэле Мюнтер

Василий Кандинский известен всем. Даже далёкие от искусства люди слышали его фамилию и смогут сказать, что он был художником. Габриэле Мюнтер (Gabriele Münter), к сожалению, не столь известна. И если о ней вспоминают, то чаще именно в связи с Кандинским. А она была не только ученицей и возлюбленной Василия Васильевича, но и замечательной художницей.

В.В. Кандинский. Портрет Габриэле Мюнтер. 1905 г. Холст, масло. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
В.В. Кандинский. Портрет Габриэле Мюнтер. 1905 г. Холст, масло. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

Родилась Габриэле в 1877 году. Рисовать начала ещё в детстве, и родители поддерживали её, наняли частного учителя. Но она рано осталась без родителей: сначала умер отец, а через несколько лет — мать.
В 21 год Мюнтер едет с сестрой в Америку, к дальним родственникам. За два года девушки побывали во многих местах, объехали чуть ли не всю страну, набрались впечатлений. Родственники подарили Габриэле фотоаппарат, и она научилась фотографировать, делала много снимков. А также постоянно делала зарисовки в альбоме.

Для продолжения образования Габриэле Мюнтер возвращается в Германию. Но в конце XIX века двери художественной академии были закрыты для женщин, их туда не принимали. Поэтому девушка ищет частную школу. И находит.

Попав на выставку художественного объединения "Фаланга", Габриэле понимает, что ей близко такое направление художественного поиска, ей нравятся дерзкие и вызывающие, неакадемичные картины. И в "Фаланге" работает художественная школа. 25-летняя Мюнтер решает обучаться сразу на двух отделениях: живописном и скульптурном. И там происходит роковая судьбоносная встреча: преподавателем живописи являлся основатель общества, 36-летний Василий Кандинский.

Г. Мюнтер. Портрет Василия Кандинского. 1906 г. Линогравюра. 24 x 17 см.  Музей в Мурнау, Мурнау-ам-Штаффельзее
Г. Мюнтер. Портрет Василия Кандинского. 1906 г. Линогравюра. 24 x 17 см. Музей в Мурнау, Мурнау-ам-Штаффельзее
Спустя годы Габриэле писала в своих воспоминаниях:
"Для меня было совершенно новым художественным впечатлением то, как Кандинский принципиально иначе, чем все другие преподава­тели, все подробно и основательно объяснял и воспринимал меня как сознательно устремленного к сво­им целям человека, способного ставить перед собой собственные задачи."

Кандинский полагал, что главное для преподавателя — дать раскрыться таланту учеников. И, конечно же, он сразу понял, что фройляйн Мюнтер обладает несомненным талантом.

"Тебя ни­чему нельзя научить. У тебя все от природы", — говорил он Габриэле. "Единственное, что я могу для тебя сделать, — это оберегать и пестовать твой дар, чтобы к нему не пристало ничего неверного."

Постепенно они стали друг для друга большим, чем учитель и ученица.
Они вместе выезжают на этюды, путешествуют, а в 1903 году обручаются.
Но при этом Кандинский уже несколько лет женат на своей двоюродной сестре Анне Чемякиной. Обещая Габриэле развестись с женой, Кандинский в то же время не хотел, чтобы возлюбленная даже случайно встретилась бы с Анной. Поэтому на время, когда Анна приезжала в Мюнхен Василий Васильевич просил Габриэле уезжать к своей родне в Бонн. А развод всё затягивался...

Тем не менее, несколько лет Габриэле и Кандинский были очень счастливы. В 1909 году Мюнтер купила дом в Мурнау, живописном местечке под Мюнхеном. Холмы, озеро Штаффельзее, чудесный вид на Альпы — всё это неоднократно писали и Мюнтер, и Кандинский.
Картины Мюнтер, написанные в стиле экспрессионизма, отличает яркий насыщенный колорит.

Г. Мюнтер. Мурнау. 1908 г. Холст, масло. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Мурнау. 1908 г. Холст, масло. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Домик в лесу. 1909 г. Дерево, масло. 40 x 30 см. Частная коллкция
Г. Мюнтер. Домик в лесу. 1909 г. Дерево, масло. 40 x 30 см. Частная коллкция
Г. Мюнтер. Озеро в горах. 1908 г.
Г. Мюнтер. Озеро в горах. 1908 г.

Кандинский говорил, что готов провести в этом доме остаток жизни. Он работал в саду, ходил босиком по траве, расписывал стены и мебель. Писал портреты своей "маленькой Эллы" (так он называл Габриэле) и мог часами наблюдать за тем, как она работает.

Русский дом — так называли дом Мюнтер в Мурнау. Здесь подолгу жили друзья-художники Алексей Явленский и Марианна Верёвкина, Август Маке и Франц Марк. Здесь рождались планы будущего альманаха "Синий всадник".

Г. Мюнтер. На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский. 1909 г. Картон, масло. 32 x 44 см.  Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Г. Мюнтер. На лугу. Марианна Веревкина и Алексей Явленский. 1909 г. Картон, масло. 32 x 44 см. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Г. Мюнтер. Вечер. 1909 г. Картон, масло. 48 x 70 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Вечер. 1909 г. Картон, масло. 48 x 70 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Интерьер с рождественской ёлкой. 1910 г. Холст, масло. 88 x 72 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Интерьер с рождественской ёлкой. 1910 г. Холст, масло. 88 x 72 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Портрет Марианны Верёвкиной. 1911 г. 69,4 x 48,3 см
Г. Мюнтер. Портрет Марианны Верёвкиной. 1911 г. 69,4 x 48,3 см

Когда началась Первая мировая война, все русские стали в Германии нежелательными элементами и должны были в срочном порядке покинуть страну. Кандинский перебрался в Швейцарию. Вместе с ним поехала и Габриэле. Она не ожидала, что в Цюрихе Василий скажет, что уже давно видит в ней только подругу, а потому жить вместе им не следует, но зато они навсегда останутся друзьями.

Габриэле уехала в Мюнхен. Можно представить, что творилось в её душе...
Кандинский пытался успокоить её в письмах:

"Часто думаю о том, как тебе сейчас одиноко. Мне это очень больно. Тем не менее мне кажется, что предложенная мной форма отношений - наилуч­шая... Совесть мучает меня, равно как и сознание того, что многое, что я должен был сделать, не в моих силах, против своего естества я идти не мо­гу. Но время лечит. Вынужденно долгая разлука внесет ясность..."

Надо сказать, что к этому времени Василий Васильевич уже не был женат. В 1911 году он развёлся с женой. Но предложения, которого так долго ждала Габриэле, не последовало.

Г. Мюнтер. Человек за столом (Кандинский). 1911 г. Картон, масло. 51 x 68 см.  Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
Г. Мюнтер. Человек за столом (Кандинский). 1911 г. Картон, масло. 51 x 68 см. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен

В 1915 году они встретились в Стокгольме. Габриэле, зная о трудном материальном положении Кандинского, решила ему помочь, организовав выставку-продажу его работ. Выставка состоялась в феврале 1916 года. В целом, мероприятие имело успех. Критика была благожелательной, и удалось продать несколько картин.

А следом, в марте, состоялась выставка Габриэле. Она была принята на ура, о ней написали все немецкие газеты, а одна из лучших художественых школ в Берлине предложила Мюнтер место преподавателя.

Г. Мюнтер. В Стокгольме. 1916 г. Холст, масло. 60 x 45 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. В Стокгольме. 1916 г. Холст, масло. 60 x 45 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Майский вечер в Стокгольме. 1916 г. Холст, масло. 60 x 45 см. Частная коллекция
Г. Мюнтер. Майский вечер в Стокгольме. 1916 г. Холст, масло. 60 x 45 см. Частная коллекция

Кандинский уехал в Россию. Обещал вернуться, хотя уже точно знал, что расстаётся с Габриэле навсегда. В феврале 1917 года он женился на восемнадцатилетней (по другим источникам, 20-летней) Нине Андреевской, с которой познакомился в сентябре 1916 года. Ни в одном из писем к Габриэле Кандинский об этом даже не упомянул. А вскоре совсем перестал писать.

В 1921 году к Мюнтер обратился адвокат Кандинского с требованием вернуть работы художника, которые остались в Мурнау. Также Кандинский вспомнил о своём велосипеде, одежде и других мелочах, которые тоже хотел вернуть. Габриэле была смертельно оскорблена и написала бывшему возлюбленному гневное письмо на 40 страницах, где напомнила обо всех его обещаниях и лжи, высказала всё, что поняла про своего бывшего учителя и друга.

Кандинский ответил, обращаясь к ней на Вы, как к чужому человеку. Признал, что нарушил слово, просил его простить. Переговоры через адвокатов продолжались ещё четыре года...

Девочка с куклой. 1910 г.
Девочка с куклой. 1910 г.
Пара в интерьере. 1917 г.
Пара в интерьере. 1917 г.
Meditation. 1917 г.
Meditation. 1917 г.

После разрыва с Кандинским Габриэле несколько лет не могла работать и снова взяла в руки кисть только в начале 1930-х лет. Возродиться к творчеству и жизни ей помог Иоханнес Эйхнер, философ и искусствовед, один из первых исследователей "Cинего всадника", ставший Габриэле мужем и настоящим другом.

Завтрак с птицами. 1934 г. Холст, масло. 45 x 53 см. Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, США
Завтрак с птицами. 1934 г. Холст, масло. 45 x 53 см. Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, США
Озеро Штаффельзее. 1934 г.
Озеро Штаффельзее. 1934 г.

Габриэле проживёт в своём доме в Мурнау до конца жизни. Когда к власти пришёл Гитлер и художники-экспрессионисты были объявлены "дегенеративными", Мюнтер, рискуя свободой и, возможно, жизнью, прятала в подвале Русского дома оставшиеся у неё картины Кандинского и других представителей "Синего всадника".

Русский дом в Мурнау. 1931 г.
Русский дом в Мурнау. 1931 г.

В 1957 году, когда ей исполнилось 80 лет, художница передала сохранённую коллекцию мюнхенской галерее в доме Ленбаха. Этот подарок сразу перевёл музей из статуса местного в один из лучших в мире. Сейчас в нём хранится самое масштабное собрание произведений группы "Синий всадник".

Своего учителя и несостоявшегося мужа Габриэле Мюнтер пережила почти на 18 лет. Она умерла в 1962 году в возрасте 85 лет. Похоронена в любимом Мурнау.

Георгины. 1941 г. Картон, масло. 45.1 x 33.1 см
Георгины. 1941 г. Картон, масло. 45.1 x 33.1 см
Ребёнок с мячом. 1916 г.
Ребёнок с мячом. 1916 г.
Зимний пейзаж в Баварии. 1950 г.
Зимний пейзаж в Баварии. 1950 г.
Автопортрет перед мольбертом. 1909 г. 78 x 60 см
Автопортрет перед мольбертом. 1909 г. 78 x 60 см
В лодке. 1910 г.
В лодке. 1910 г.
Г. Мюнтер. Кандинский за чаем
Г. Мюнтер. Кандинский за чаем