Найти тему
Анастасия Богачёва

Абсентизм успешных сотрудников

Термин «Абсентизм» появился не вчера, он есть в словаре Брокгауза и Ефрона 1890 года. В те годы он означал отсутствие крупных ирландских землевладельцев в своих поместьях, что приводило к ухудшению экономики Ирландии. С тех пор абсентизму приписывается исключительно отрицательное значение - в современном мире термин означает уклонение от своих обязанностей и наряду с уровнем текучки кадров считается основным показателем эффективности работы с персоналом.

Однако с развитием работы, которая в ТК называется дистанционной, а в быту удаленкой, отношение к отсутствию сотрудника на рабочем месте стало меняться. Назрела необходимость разобраться с этими двумя понятиями.

Удаленная работа – это работа, ограниченная не временем присутствия на рабочем месте, а объемом и сроком выполнения задания. Абсентизм же относится к тем должностям, которые подразумевают нахождение на рабочем месте в оговоренный период.

К трудовому абсентизму относят любое отсутствие сотрудника на рабочем месте – по уважительной и по неуважительной причинам. И хотя нас здесь больше интересует неуважительная причина, отсутствие по болезни тоже нельзя сбрасывать со счетов. И вот почему.

Очевидно, что человек не стремится находиться где бы то ни было потому, что ему там не нравится. Но у некоторых людей внутреннее нежелание проявляется так сильно, что выражается в физическом здоровье. У этого феномена даже есть научное название - «психосоматические заболевания». Удивительно то, что такие состояния присущи в большей степени людям ответственным, хорошо организованным и дисциплинированным. Видимо, их разум настолько жестко контролирует выполнение долга, что организм в целях самосохранения от перегрузок и истощения принудительно включает режим блокировки болезнью.

Для работника это очень серьезный сигнал - пора пересмотреть свои приоритеты. Для работодателя это тоже повод задуматься: насколько эффективно распределена работа между сотрудниками, не грузят ли только того, кто и так везет, не прикрывается ли руководитель фразой «он один у нас ответственный, потому ему и поручаем». Зачем руководителю безответственные сотрудники?

Продолжение следует