Найти в Дзене
Ходячая Энциклопедия

15 ноября - Полёт "Бурана": первый - и, к счастью, последний

15 ноября 1988 года совершил первый и последний полёт советский многоразовый космический корабль "Буран". Замечательное техническое достижение, но... Возможно, то, что оно не имело продолжения, уберегло нас от многих бед.

Транспортировка к месту старта.
Транспортировка к месту старта.

Вспоминаю схему Антона Первушина относительно поколений космических кораблей. Первое поколение - типа "Востока": обитаемый одноразовый спутник, способный только выходить на орбиту и возвращаться с неё. Второе - типа "Союза": тоже одноразовый, но уже способный нормально маневрировать на орбите. Ну, а "Шаттл" и "Буран" - это четвёртое поколение: более-менее соблюдающаяся многоразовость, высокая грузоподъёмность...

А третьего поколения не было: это, очевидно, должны были стать частично многоразовые корабли умеренной живучести (рассчитанные на десяток полётов). В СССР начался процесс перехода от второго поколения кораблей к третьему (ТКС). ТКС - пилотируемый корабль, создаваемый в комплекте с ракетой-носителем "Протон", капсула его была рассчитана примерно на 10 полётов. Пару раз он запускался в беспилотном режиме, но и только. Это если не третье поколение, то как минимум 2+ (а то и 2++).

Однако США неожиданно - по непонятной причине - попробовали совершить решительный рывок и "перепрыгнуть ступень", сразу создав полноценное четвёртое поколение. И у них даже получилось... но, как оно и бывает обычно в таких случаях, ценой крайней дороговизны и снижения общей эффективности.

Метки: #США #СССР #шаттл #Буран #космонавтика #космос #наука и техника

Старт.
Старт.

Тут вспоминается теория Переслегина: добавление футуристических элементов вовсе не  делает техническую систему более эффективной. Для эффективности нужно, чтобы архаических элементов вовсе бы не осталось ("средневековый арбалет с лазерным прицелом" будет менее эффективным оружием, чем просто арбалет*). Но даже если мы создали чудо техники, действительно по всем параметрам опережающее своё время, надо учитывать, что без подтягивания к его уровню всей техносферы эффективность его будет куда ниже расчётной, ведь в рамках системы "техносфера" отдельное "чудо" будет именно футуристическим элементом среди множества архаических**.

То есть появление "шаттлов" поставило вопрос о резком изменении всей системы космического транспорта, о постановках новых задач для космонавтики и т.п. Но... США этого сделать не смогли или не захотели. В результате чудовищно дорогие "шаттлы" поочерёдно финансово "съели" все остальные американские пилотируемые программы... а потом - всё равно и сами "умерли с голоду". И это было неизбежно.

Вот и у нас была угроза чего-то подобного: "Буран" перестроечный СССР явно "не тянул". Но "Буран" появился относительно поздно, слетал только один раз, и "съесть" никого не успел. А ведь взлети он на несколько лет раньше - и вполне вероятно, что "союзы" отправили бы на свалку (мол, кому они теперь нужны?), и в Перестройку мы остались бы вовсе без кораблей - как остались без кораблей США по итогу эксплуатации "шаттлов"*** - а так мы отделались лишь потерей программы ТКС. Стал бы тогда Китай единственной полноценной космической державой...

Посадка.
Посадка.

Так что, возможно, в том, что тогда программа "Буран" была свёрнута, есть не только отрицательные стороны.

Сноски:

* "Средневековый арбалет с лазерным прицелом" состоит из элементов, условно говоря, XIV века (сам арбалет) и как минимум XX века (прицел). При эксплуатации в XIV веке прицел очень скоро выходит из строя из-за исчерпания источника питания - при этом точность арбалета была слишком низка для того, чтобы в большинстве случаев имело смысл использовать лазерный прицел вообще. В XX веке арбалет по скорострельности и т.п. очень сильно уступает огнестрельному оружию: даже раздобыть болты для него в нужном количестве - не самая тривиальная задача. В XVII-XVIII вв. работают оба этих фактора.

** Скажем, современный (или почти современный) автомобиль в середине XIX века стал бы замечательным прорывом. Делать его, правда, пришлось бы без пластика и т.п., но и в чугунно-деревянном варианте это было бы без вопросов чудо техники. Однако отсутствие инфраструктуры АЗС, вообще производства бензина в достаточном количестве, шин и т.п., а также и правовых норм, в которые было бы вписано нечто подобное, резко удорожает и затрудняет его эксплуатацию в условиях середины XIX века: настолько, что в большинстве случаев более рациональным оставалось бы использование гужевого или железнодорожного транспорта. Перевод на автомобили всего транспорта заставил бы создать всё вышеперечисленное (и в конечном счёте здорово повысил бы и эффективность экономики, и качество жизни людей), но потребовал бы колоссальных предварительных вложений. И это всё привело бы к разбалансировке всей экономики, а потом и всего общества (начиная с всегда чреватой войной революции в военном деле).

*** Среди многочисленных проектов, которые анонсирует #Илон Маск, реалистичным изначально выглядело только создание орбитального космического корабля. Если отбросить заведомо невероятные элементы, то в итоге должно получиться что-то вроде того самого корабля с частичной многоразовостью - то есть США вернутся к "пропущенному" третьему поколению. Аналогичными характеристиками должен и обладать и российский перспективный корабль "Орёл" ("Федерация"). Логику технологического развития обмануть можно, но сложно - и это обходится очень дорого (по меньшей мере в чисто финансовом отношении).

PS: Разумеется, если бы существовали причины, по которым человечеству нужно было бы срочно наращивать число запусков - Луну осваивать и т.п. - то даже столь несовершенная схема, как Шаттл (и Буран) оказалась бы рабочей: со временем её довели бы до ума. Но задач НЕ БЫЛО. В том-то и проблема.

PPS: Ну да, да. Очень трудно отделаться от впечатления, что США "рванули во все тяжкие" лишь для того, чтобы иметь уважительную причину отказаться от замечательной по всем параметрам "лунной" ракеты "Сатурн-5". Это предположение - что это было основной причиной - многое прояснило бы и в позднейших особенностях американской космической программы. Но об этом как-нибудь потом, уж очень специфическая тема.