Найти тему
Убей свои выходные

Общение с мертвыми как психотерапия: сериал «Призраки усадьбы Блай»

Оглавление
Сделано на Canva.com по лицензии ССО
Сделано на Canva.com по лицензии ССО

Непростой, но жизненно важный разговор по душам

Режиссер Майк Флэнаган, кажется, нашел свою идеальную нишу: истории о призраках. И не простые пугалки, ориентированные на просмотр под попкорн, а глубокие эмоциональные картины, в которых призраки – это метафора, а не материализовавшийся в реальности потусторонний ужас. Вспомнить хотя бы блестящий «Окулус»! Через историю проклятого демонического зеркала Майк рассказал о двух напуганных, так и не повзрослевших, детях.

Два авторских сериала, объединенных в антологию, получились еще лучше: «Призраки дома на холме» по одноименной книге американской писательницы Ширли Джексон и «Призраки усадьбы Блай» по роману американского писателя Генри Джеймса «Поворот винта».

Оба первоисточника – настоящая классика жанра! Мрачные и страшные сказки о том, что не должно и не может существовать, но, вопреки здравому смыслу, все-таки существует.

Однако Майк сознательно отошел от оригинальных текстов, рискнув переработать их местами до неузнаваемости. Могла бы получиться несусветная гадость, но – все сложилось. Контекст, сюжет, страхи героев нового времени, «одолженные» у героев старого.

Итак, «Призраки усадьбы Блай»

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Жила-была очаровательная белокурая американка Дэни в конце 80-х прошлого века. Жизнь, как и у большинства, не сахар, но и жаловаться грех.

• Стабильная работа в начальной школе (которую она тихо ненавидит).

• Заботливый, во всех отношениях положительный парень (которая она, увы, физически не способна по-настоящему полюбить).

• Насиженное место, дом, мама родная и мама положительного во всех отношениях жениха (которые «душат» ее, подталкивая к «правильному» и «нормальному» образу жизни).

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Дэни изо всех сил старается соответствовать ожиданиям окружающих, как бы тяжело это ни было, но однажды не выдерживает: признается жениху, что не хочет выходить за него замуж. Далее случается… Далее случается важный, но грустный *спойлер*, о котором лучше узнать из сериала. Убегая от последствий вышеупомянутого спойлера, Дэни оказывается в Англии.

А в это время жили-были в тихой английской глуши очаровательные брат с сестрой, оставленные дядей в поместье на попечении экономки, повара и садовницы. Родители Флоры и Майлза погибли в авиакатастрофе, а новоиспеченный лорд совсем не горит желанием брать на себя родительские обязанности. А потому ищет гувернантку, которой как раз и становится Дэни.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Странные странности и прочие таинственные происшествия

Большую часть времени усадьба Блай – это просто красивое, богато украшенное поместье, в котором мирно живут сдружившиеся герои.

Вот только…

Экономка Ханна периодически впадает в прострацию, а кроме того, никогда не ест и не пьет при окружающих, в исключительных случаях просто притворяясь, едва касаясь губами ложки, чашки или бутылки вина.

Кто найдет в этом кадре призрака - молодец! Источник фото: Яндекс.Картинки
Кто найдет в этом кадре призрака - молодец! Источник фото: Яндекс.Картинки

Садовница никогда не остается в усадьбе на ночь, словно печенками чуя дисгармонию и тревогу этого прекрасного, но очень странного места.

Девочка Флора будто бы воспитывалась лет 25-30 назад – она не по годам рассудительна, вежлива и бесстрашна. Настоящая молодая леди, а не восьмилетний ребенок!

Мальчик Майлз, которому всего десять, иногда – вылитый молодой мужчина-раздолбай с легкими садистскими наклонностями, который хочет выпить за обедом вина, выкурить в саду сигарету и приударить за гувернанткой.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Каждые две недели дети сбегают из своих спален, а экономка поутру отмывает с пола чьи-то грязные, очень грязные следы.

А еще в темных углах дома стоят тени. И тени эти явно не человеческого происхождения.

Призраки

Если в первой части антологии («Призраки дома на холме») привидения и прочие неупокоенные духи двигали сюжет, передвигались по дому сами и периодически вызывали волну тревожных мурашек, в этом сезоне все иначе: за исключением «главного духа» бывшей хозяйки усадьбы 17 века, ребенка и грустной леди привидения просто стоят или лежат, «разбросанные» по дому в художественном беспорядке.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Но, наученные опытом первой части, зрители упорно ищут их в углах кадров и за спинами героев – вот странный солдат в старинной форме, вот чумной доктор с характерной заостренной маской, вот темная фигура, которую даже не удается идентифицировать…

Казалось бы, зачем они вообще?

Во-первых, чтобы отвлечь внимание от других мертвецов – вполне себе деятельных, но не сразу узнаваемых.

Во-вторых, чтобы углубить тему душевной боли, которую переживают люди после потери любимых.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Лично я думаю, что общение с призраками в сериале – это аналог ощущений при ПТСР, когда страшные и болезненные воспоминания превращаются в «привидений», всегда стоящих где-то за твоей спиной, как бы много времени не прошло с тех пор, как случилось горе.

Со временем они теряют лица, четкость, яркость цветов, но – вот они, в темном углу столовой, за букетом цветов в высокой вазе у лестницы, на пыльном чердаке среди старых потрескавшихся кукол. Прячутся и ждут, когда кто-нибудь о них вспомнит, вернет им былую остроту. Или позволит тихо уйти в небытие, как хочется собственно обладателю болезненных флэшбеков.

Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics
Источник фото: https://vk.com/public.cinemaholics

Но, кроме истории горя, это еще и рассказ о страхе смерти, который нужно принять и прожить, чтобы не застрять в тревогах, накручивании ужасов и т.д. Если проанализировать истории персонажей, выходит, что весь основной каст сталкивался со смертью.

Дэни теряет близкого человека и чувствует вину.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Лорд Генри теряет брата и его жену, винит в этом себя и отказывается сообщать деловым партнерам о смерти родных, сохраняя видимость семейного бизнеса.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Флора и Майлз теряют родителей, мечтают вернуть их в свою жизнь и готовы рискнуть ради этого реальностью во всем ее многообразии.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Предыдущая гувернантка теряет возлюбленного в усадьбе Блай.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Экономка Ханна теряет себя (и это, пожалуй, самая грустная и красивая история о смирении перед лицом смерти, когда наконец-то хватает смелости ее признать).

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Повар Оуэн медленно теряет маму, больную деменцией.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

В общем, смерть в широком смысле оказывается куда страшнее материального проявления умирания в виде призрачных душ. Они – как наполовину стертые снимки на старой, рассыпающейся в руках бумаге. Но жизнь продолжается. Также будет с героями – однажды они уйдут в небытие, освободив место новым росткам.

Как видите, от хоррора как такового здесь почти ничего нет. Майк Флэнаган назвал свою работу мелодраматической викторианской историей о любви и привидениях, так что на 90% человеческих отношений здесь остается всего 10% мистики. И это отлично! Потому что, несмотря на определение «мелодрамы», нарратив вовсе не слезливый и не сопливый – он глубокий, человечный, говорит о важных вещах безупречным киноязыком, постоянно используя классные твисты именно там, где они максимально выстреливают.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Например, «томатный сюрприз в зеркале» (это когда герой – условный томат, но он об этом не подозревает, пока не посмотрит в условное зеркало вместе со зрителем). Или «обратный крот» (тот, кто пугал зрителя или казался ему плохим персонажем, оказывается вполне себе положительным). Или «это всё время было здесь» (герои в упор чего-то важного не видят, а оно прямо у них под носом). И так далее, и тому подобное, и дальше по списку.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Отсылки, пасхалки и прочие занимательные штуки

Надеюсь, большинство зрителей уже поняли, что сериалы – не тупое телевизионное мыло? Многие вещи по части культурных кодов и умения заставить мозги по ту сторону экранов работать на полную катушку оставляют далеко позади даже очень крутой авторский полный метр.

Найдем парочку в «Призраках усадьбы Блай»?

Для начала, второй сезон постоянно отсылает к первому – фразами, сценами, деталями интерьера. Не очень ясная, но все-таки отсылка: сцена на диване. В первом сезоне Тео ложится на диван в доме маленькой девочки и через прикосновения понимает, что именно здесь над ней совершалось насилие.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Во втором сезоне лорд ложится на диван, в очередной раз погрузившись в жвачку тягостных мыслей.

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

Подушка на дорогом диване Генри - чуть ли не точная копия подушки старого диванчика в подвале. Естественно, не просто так. И там, и там герой пытается переварить "неперевариваемое", после чего морально ломается.

Или названия серий, отсылающие к другим произведениям Генри Джеймса (автора книги-первоисточника, то есть). В истории лорда и его доппельгангера, к примеру – отсылка к рассказу о семейном гнездышке, где человек находит другую версию себя самого. Или события 17 века, когда в усадьбе Блай жили первые его обладательницы – сестры Виола и Пердита. Мрачные события жизни сестричек описаны в рассказе «Романтика некоторых старых вещей».

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

А еще изящное напоминание о том, какое жуткое послание героям шлют родные стены: Майлз из второго сезона получает от сестры письмо с надписью «Сome home», как и Нелли в первой истории получила послание «Welcome home, Nell», которое было частично скрыто под обоями и превратилось в «come home, Nell».

Источник фото: Яндекс.Картинки
Источник фото: Яндекс.Картинки

В общем, как и «Призраки дома на холме», сериал «Призраки усадьбы Блай» полон подтекстов, загадок, изящных сюжетных арок и прочих замечательных вещей, способных увлечь киномана. Это красивая, грустная и великолепно проработанная 9-серийная картина, которую я посмотрела на одном дыхании за пару свободных вечеров. И вам советую – вещь отличная.

Спасибо за внимание!

Сделано на Canva.com по лицензии ССО
Сделано на Canva.com по лицензии ССО