В самом сердце Мадрида в Литературном квартале (Barrio de Las Letras) расположился Дворец Сантонья (Palacio de Santoña), неприметное на первый взгляд здание на углу улицы Уэртас (Huertas). В настоящее время дворец занимает Мадридская Торгово-промышленная Палата. Может показаться, что это обычное городское здание, мимо которого мы проходим бесчисленное количество раз, даже не догадываясь о красоте его убранства и о его истории.
Через главный вход во дворец мы попадаем в просторный красивый зал с зеркалами, похожий на бальный, но оказывается, что это - Каретная. Сюда в старину заезжали экипажи и в сам дворец гости попадали, поднимаясь по величественной лестнице, охраняемой двумя львами. Правда, бдят эти львы по очереди - в то время, пока один сторожит вход, другой мирно дремлет.
В 1734 году дворец приобрел политик и банкир маркиз Хуан де Гойенече, основатель издательства газеты Мадридский вестник (Gaceta de Madrid). Здание оставалось во владении маркизов Гойенече в течение последующих 140 лет. Когда знатному семейству Гойенече становится сложно содержать дом, его приобретает Хуан Мануэль де Мансанедо, более известный нам как герцог де Сантонья (duque de Santoña), это его имя носит дворец по сей день.
Хуан Мануэль нажил свое состояние в испанских колониях. Будучи из небогатой семьи, в молодости он эмигрировал на Кубу в поисках лучшей доли, там занимался коммерцией и финансовыми операциями, не гнушался также и живым товаром - работорговлей.
Разбогатев благодаря этому, он возвращается в Испанию и удачно входит в круг самых успешных политиков и коммерсантов того времени. Именно в тот период король Альфонсо XII жалует ему титул герцога.
В возрасте 70 лет герцог де Сантонья женится на прекрасной вдове, несмотря на скандальную по тем временам разницу в возрасте. Мария дель Кармен Эспиноса, чье имя в истории более известно, как Марикита Эрнандес (Mariquita Hernandez) была моложе своего супруга на 25 лет.
Чего стоят одни огромные зеркала шестиметровой высоты в позолоченных рамах в Бальном зале - их очень бережно привезли на повозках, запряженных ослами, специально по заказу герцогини из Парижа в Мадрид.Именно благодаря ее почти трехлетним стараниям дворец обязан своим роскошным внутренним убранством в стиле барокко - все залы оформлены в соответствии с ее пожеланиями и даже капризами.
Все предметы роскоши, которые сегодня можно увидеть во дворце, появились в XIX благодаря супругам де Сантонья. Скульптуры, привезенные ими из путешествий, отделка стен каррарского мрамора, красочные витражи, резные деревянные двери между залами, облицовка стен из китайского фарфора в Восточном зале, роскошная хрустальная люстра в пять тысяч подвесок и элементов - один из последних шедевров Королевской стеклодувной фабрики Ла Гранха (La Granja).
А еще обшивка стен из натурального шелка и даже огромный портрет герцога кисти самого Федерико Мадрасо - знаменитого испанского художника XIX века. Любопытно, что практически на всех предметах есть или персональный герб герцога или его инициалы.
Что и говорить, хозяйка дворца совершенно не ограничивала себя в средствах. Состояние семьи было огромнейшим и не уступало по размерам даже королевской казне.Любимым залом герцогини была Круглая зала - Rotonda. Здесь ее гостьи, знатные дамы, собирались поболтать и рассказать друг другу новости, но главным их развлечением было послушать концерты в исполнении струнных оркестров, ведь этот зал обладает необыкновенным акустическим свойством вибрирующего эха.
Мария дель Кармен Эспиноса основала и курировала первую детскую больницу не только в Мадриде, но и всей Испании. Госпиталь “Младенец Иисус” (Hospital infantil Niño Jesús) стал колыбелью испанской педиатрии и до сих пор остается одной из лучших детских больниц страны.Справедливости ради стоит упомянуть, что в то же время герцогиня была женщиной щедрой, современных и прогрессивных взглядов.
Однако судьба готовила ей неприятный сюрприз - обнаружилось, что у герцога на Кубе осталась законная дочь, Хосефа, о существовании которой герцогиня даже не подозревала. Она появляется в Мадриде и предъявляет свои права на отцовское наследство и на дворец де Сантонья в том числе. Возникает многолетняя судебная тяжба, вдова герцога нанимает лучших мадридских адвокатов того времени, но заканчивается эта история довольно печально - спустя почти десять лет Марикита Эрнандес, вдова де Сантонья, оказывается полностью разорена и передает права на наследство своей падчерице.Несколько лет спустя герцог де Сантонья умирает. Так как детей у супружеской пары не было, герцогиня становится, казалось бы, единственной наследницей и владелицей дворца.
Похоронена герцогиня де Сантонья в Мадриде, но все та же Хосефа - падчерица с Кубы, нежданно-негаданно появившаяся в ее жизни, не позволила, чтобы прах ее покоился вместе с прахом мужа.Все фамильные драгоценности, экипажи и недвижимое имущество заложено. Герцогиня теряет все состояние и отчаянии бежит из Мадрида в Париж. Там она останавливается в доме одного из слуг, где и умирает два года спустя.
Не станем вдаваться во все подробности.Что же стало со Дворцом де Сантонья, который по сей день считается одним из самых красивых и прекрасно сохранившихся дворцов Мадрида?
Сеньор Мау знаменит еще и тем, что по совместительству возглавил главную пивную корпорацию Мадрида - Mahou, любимое пиво жителей испанской столицы.Известно лишь, что в 1933 году Промышленная палата Мадрида приобретает это здание по идее сеньора Казимира Мау (Casimiro Mahou).
Автор: редактор "Madrid Life" и профессиональный гид Евгения Луцкова
Сайт: Madrid LIFE
Madrid LIFE в социальных сетях: