Найти тему
Основной аэродром

📅 Первый самолёт для аэрофотосъёмки и экспериментальный истребитель Mirage G. «День в истории авиации» №47 (16 — 22 ноября)

Оглавление

Приветствую, читатель! Утро понедельника — в чашке у нас кофе, а на экране — свежий выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — из авиалайнера в транспорнтики, первый реактивный истребитель Grumman, французский истребитель с крылом изменяемой стреловидности и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️

16 ноября

16 ноября 1959 года — первый полёт транспортного самолёта Canadair CL-44. /Канада/

В 1957 году компания Canadair на базе британского авиалайнера Bristol Туре 175 Britannia спроектировала морской патрульный самолёт CL-28 Argus. Королевские ВВС Канады также нуждались в замене транспортному самолёту Canadair North Star, поэтому параллельно компания начала проект CL-44 (военное обозначение — CC-106 Yukon). Разрабатывался он тоже на базе Bristol Britania.

От авиалайнера CL-44 получил крыло, хвостовое оперение и шасси. Фюзеляж удлинили и усилили. Были установлены 2 грузовые двери на левому борту, которые позже заменила открывающаяся в сторону хвостовая часть фюзеляжа. Самолёт мог взять на борт 160 пассажиров, или 134 солдата или 29 959 кг груза. Крейсерская скорость — 646 км/ч, дальность полёта с максимальной загрузкой — 3798 км.

Всего выпустили 39 единиц Canadair CL-44 — 12 для Королевских ВВС Канады, остальные приобрели гражданские авиакомпании. Самолёт эксплуатировался в 22 странах мира.

17 ноября

17 ноября 1952 года — первый полёт лёгкого самолёта Max Holste MH.1521 Broussard. /Франция/

В начале 1950-х годов французская армия нуждалась в новом лёгком самолёте для задач связи и наблюдения. В ответ на эти требования появился проект MH.1521 Broussard от компании Avions Max Holste.

MH.1521 был высокопланом с неубирающимся шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Устанавливался двигатель Pratt & Whitney R-985-AN-1, позволявший держать крейсерскую скорость в 228 км/ч. Дальность полёта — 800 км. На борту самолёта размещались 1-2 пилота и 4-5 пассажиров. Также можно было перевезти 2 раненных на носилках или 600 кг груза.

Простота и хорошая грузоподъёмность MH.1521 Broussard были положительно оценены лётчиками. Кроме армии, самолёт эксплуатировался и для коммерческих авиаперевозок. Всего было выпущено 396 единиц MH.1521 Broussard.

18 ноября

18 ноября 1967 года — первый полёт экспериментального истребителя Dassault Mirage G. /Франция/

В 1960-х годах последними тенденциями в мировом авиастроении были боевые самолёты с крылом изменяемой стреловидности. Во Франции такими проектами занималась корпорация Dassault Aviation. Для отработки конструкции в 1964 году она начала работы над истребителем Mirage G по заказу французских ВВС.

Mirage G представлял собой высокоплан с крылом изменяемой от 20° до 70° стреловидности, что улучшало характеристики самолёта и позволяло гибче подстраиваться под режим полёта. Истребитель оснастили двигателем SNECMA TF-306. Максимальная скорость — 2338 км/ч, дальность полёта — 6500 км. Вооружение не устанавливалось.

Во время испытаний истребитель Mirage G показал прекрасные лётные характеристики. К сожалению, сбой в электрической системе привёл к его катастрофе 13 января 1971 года. На основе Mirage G построили ещё два, уже двухдвигательных, экспериментальных самолёта — Mirage G4 и Mirage G8.

19 ноября

19 ноября 1948 года — первый полёт экспериментального самолёта Hawker P.1052. /Великобритания/

В 1945 году компания Hawker Aircraft начала работу над палубным истребителем P.1040, будущим Sea Hawk. Параллельно на его базе разрабатывался самолёт со стреловидным крылом P.1052. В 1946 году Авиационное министерство выпустило спецификацию E.38/46 для исследований аэродинамических свойств стреловидного крыла и подписало с Hawker контракт на постройку 2 прототипов.

P.1052 был среднепланом с крестообразным хвостовым оперением. От Sea Hawk отличался крылом со стреловидностью 35° и немного изменённым фюзеляжем. Оснащался двигателем Rolls-Royce RN.2 Nene. Максимальная скорость — до 1097 км/ч.

Испытательные полёты на двух построенных Hawker P.1052 продолжались до 1953 года. В том числе отрабатывались посадка и взлёт с авианосца. Полученный опыт был позже применён конструкторами при разработке околозвукового истребителя-бомбардировщика со стреловидным крылом Hawker Hunter.

20 ноября

20 ноября 1937 года — первый полёт самолёта для аэрофотосъёмки Abrams P-1 Explorer. /США/

Фотографа и авиатора Талберта Абрамса (Talbert Abrams) называют «отцом аэрофотосъёмки». В 1923 году он купил биплан Standard J-1, оснастил его фотокамерами и основал компанию Abrams Aerial Survey Corporation. А спустя 14 лет основал компанию Abrams Aircraft Corporation для разработки P-1 Explorer — первого самолёта, созданного специально для аэрофотосъёмки.

P-1 Explorer построили по схеме среднеплана с двухбалочным хвостовым оперением и толкающим винтом. Двигатель — Wright R-975E-1 Whirlwind. В остеклённой кабине размещалось 2 человека. Конструкция кабины обеспечивала прекрасный обзор. Крейсерская скорость — 282 км/ч, дальность полёта — 1931 км.

Т.к. Абрамс создавал самолёт только для себя, P-1 Explorer не производился серийно и был выпущен в 1 экземпляре. Планировалось построить его более совершенную версию с герметичной кабиной — P-4. Но этот проект реализован не был.

21 ноября

21 ноября 1947 года — первый полёт палубного истребителя Grumman F9F Panther. /США/

Ещё в 1946 году компания Grumman участвовала в конкурсе ВМФ США на реактивный ночной истребитель. Проект Grumman G-75 проиграл Douglas F3D Skyknight, но наработки по нему не пропали. ВМФ заключили с компанией контракт на постройку трёх прототипов, в которых должны были быть устранены недостатки G-75. Так начался проект G-79, будущий F9F Panther.

Истребитель реализовали по схеме среднеплана с крестообразным хвостовым оперением. Был установлен двигатель Pratt & Whitney J48-P-6A, позволявший развить скорость до 926 км/ч. Боевой радиус — до 861 км. Вооружение состояло из 4 × 20-мм пушек и 1270 кг боевой нагрузки (неуправляемые ракеты, бомбы).

F9F Panther стал первым реактивным истребителем Grumman и одним из первых успешных палубных истребителей ВМС США. Всего было выпущено 1382 самолёта. Кроме США также стоял на вооружении ВМС Аргентины. Принимал активное участие в Корейской войне.

22 ноября

22 ноября 1916 года — первый полёт истребителя Royal Aircraft Factory S.E.5. /Великобритания/

В 1915 году появился двигатель Hispano-Suiza 8. Во время испытаний его характеристики впечатлили представителей Royal Aircraft Factory. Было решено построить истребитель под новый двигатель. Проект S.E.5 (Scout Experimental 5) возглавили Джон Кенуорти (John Kenworthy), Генри Фолланд (Henry Folland) и Фрэнк Гудден (Frank Goodden).

S.E.5 представлял собой деревянный одноместный биплан. Устанавливались либо двигатели Hispano-Suiza 8, либо Wolseley W4A Viper. Максимальная скорость — 225 км/ч, дальность полёта — 550 км. Вооружение состояло из 2 × 7,7-мм пулемётов — Vickers перед кабиной пилота (стрелял через диск винта с помощью синхронизатора) и Lewis (над верхним крылом).

Выпущенный в количестве 5 205 единиц, S.E.5 считают лучшим британским истребителем Первой мировой войны. Стоял на вооружении в 10 стран мирах. Несколько самолётов сохранилось и сегодня.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории