21 век, а во многие деревни на севере до сих пор можно попасть только на лодке. Дорог нет, и не предвидится в ближайшем будущем. Многие уехали, остались только пенсионеры, которым сейчас приходится жить как на острове. Часть времени года в деревню вообще не попасть, а магазинов тут нет совсем.
Приехал на реку Северная Двина. В старые времена берега реки были хорошо обжиты, заливные луга это хорошо для животноводства. Множество деревень построили, которые сейчас оказываются почти заброшенными. Да еще главная проблема с попаданием в деревню. Правый берег реки отделен от большой земли и дорог. Хочешь попасть, да не можешь, парома давно нет.
Деревня на отшибе. Люди ездят только на лодках. Мы как раз попали, когда на лодочной переправе было небольшое оживление. Кто-то поехал в магазин, кто-то по делам. Без лодки тут никак. Магазинов в деревне тоже давно нет. Сейчас постоянно живут только 5 человек, остальные приезжают летом, как на дачу.
Местный житель пожаловался. Недавно заказали машину бурить скважину, так она не доехала из города. Где-то там далеко есть паром, но дальше дорога по берегу фактически отсутствует. Бездорожье, грязь, грузовик застрял и вернулся в город. Так и живем у воды, да без воды. Еще есть у какого-то фермера свой паром в соседней деревне, да он тоже отказался перевозить. Чтобы не общаться ни с кем из-за «этой самой».
Сейчас еще хорошо, а вот перед зимой суши сухари и закупай продукты впрок. Пока река не замерзнет – не перебраться. Бывает, больше месяца приходится куковать на берегу. Так и весной живем, пока лед полностью не пройдет.
Здесь хоть живут постоянно пенсионеры, а если забраться в глубинку, то все гораздо пустыннее. Бывает так, что в деревне только 1 дом обитаем и там 1 житель. По деревне волки бегают и медведи.
В глухих деревнях Русского Севера, лодочные моторы обычно не убирают. Повесил весной и осенью снял его. А вот Двина проезжая, много разного люда ездит, тут могут быть нюансы. Так что моторы предпочитают снимать, отвозить домой, либо хранить в специальных сейфах на берегу. Бывает, что местные жители скидываются и камеры ставят на общую лодочную парковку. Современные технологии на благо деревне. В целом это надежная защита.
В деревнях сохранились деревянные церкви. На берегу Двины стоит Воскресенская церковь 1763 года. Высокая, продолговатая и очень необычная по конструкции кровли. На Севере она осталась такая одна по конструкции. Как сказала местная жительница: какие-то ненормальные сломали дверь. Хотя я всегда всем ключи даю и пускаю. Боится, что как бы там костер молодежь не устроила.
Местные жители зарабатывают сдачей ягод. Сейчас как раз сезон клюквы, но в этом году был неурожай. Так что ведро клюквы продают за 2 тысячи. Таинственно выглядит болото с засохшим лесом. Чего-чего, а болот на севере хоть отбавляй.
Болота покрывают территорию 14% Архангельской области, все вместе 82 тыс. кв. км. 661 болото охраняется государством. Мы зашли на неохраняемое болото поесть клюквы. Спелая и вкусная ягода, но на любителя. Зато витаминов много. Посмотрев деревни на Двине, мы отправились в еще более глухие деревни Пинежья. Тут целый самобытный уголок Русского Севера.
Переправились через Двину на пароме, а дальше началась грунтовая дорога и множество переправ через реки. Про эти деревеньки я расскажу в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! А пока можете посмотреть как выглядят красивые деревни на реке Мезень. Ездил зимой и снял целый ролик, рекомендую.
Также читайте почему на севере в деревни и даже в целые районы области не хотят строить мосты, я рассказывал здесь. А тут краткий рассказ обо всем путешествии по Русскому Северу длинною месяц. Фото в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram. Еще больше статей по северу #пятьрекрусскогосевера