Директор по развитию - это фактически менеджер по переменам.
Он должен быть "универсальным" менеджером высшего звена, директор по развитию должен досконально знать свое дело, ведь любое изменение затрагивает целую цепочку процессов. Должен знать и понимать все бизнес-процессы организации, а главное понимать куда он должен"вести" компанию.
Опыт. Необходимо иметь богатый опыт работы на различных должностях в определенной отрасли. Директор по развитию должен уметь продавать, убеждать, презентовать, а самое главное — планировать и анализировать, давая объективную оценку произошедшим изменениям. Только на основании собственного опыта можно учиться составлять действительно эффективные стратегии. Поэтому когда я вижу претендентов на эту должность, которым 20-30 лет, то невольно расплываюсь в улыбке.
Риски. Быть немного параноиком, и обязательно видеть угрозы и минусы каждого изменения. Просчитывать как шахматист вперед все варианты. Необходимо уметь оценивать риски. Это связано с тем, что любое нововведение — это риск. Даже самый грамотный и опытный аналитик не может со 100-процентной вероятностью спрогнозировать последствия, к которым на современном рынке приведет то или иное действие. Так что нужно будет трезво оценивать именно риски, чтобы понять, стоит ли игра свеч, так как очень часто получается, что путь малых изменений оказывается намного эффективнее кардинальных реформ.
Психология. Директор по развитию должен быть первоклассным психологом и специалистом по кадрам, ведь львиная доля нововведений будет касаться именно системы должностных взаимоотношений в коллективе. Кроме того, этот человек не должен обладать тщеславием, а отмечать значение каждого сотрудника при достижении положительных результатов.
Коммуникабельность. Качество, без которого немыслим ни один менеджер. Используя правильно эту способность, можно компенсировать недостаток большинства других. Уметь общаться, или как сейчас говорят иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Главная цель - договориться.
Кругозор. Директору по развитию нужно хорошо понимать принципы работы рынка на микро- и макроэкономическом уровнях, а также анализировать все происходящие изменения на динамически развивающемся рынке и в кратчайшие сроки адаптировать к ним работу компании, чтобы обеспечить ее максимальную эффективность. Обратите внимание: в условиях экономического кризиса именно директор по развитию становится ключевой фигурой, так как от него в большей степени зависит способность компании адаптироваться к резко изменившимся условиям работы.
Базовые знания. Большое значение имеет знание и понимание различных стратегий по продвижению и реализации продукта (услуги), предоставляемого компанией. Учить свой товар нужно, я считаю минимум на 25% надо знать описание своего продукта.
Я умышленно не стал писать про знакомые всем сферы деятельности ДПР, такие как маркетинг, продажи, закупки, логистику, поиск персонала и т.д. Их разберем дальше.
Мудрость дня: Поверхностные знания как живот - сколько ни вбирай, эффект будет кратковременным.