Увы, никто так и не догадался, в каком известном фильме засветился расписной потолок, видео с которым я опубликовал пару дней назад (правда, и просмотров у этого видео было - кот наплакал, что ещё большее «увы!»). Не помогла даже подсказка в виде звукового сопровождения - мелодия песни «Прощальное письмо» группы «Nautilus Pompilius». В общем, не буду томить, даю ответ...
Именно под потолком из моего видео «Нау» пели «Гудбай Америка, о!» в «Зеркале для героя» Владимира Хотиненко. Если вы видели фильм (а вы наверняка его видели), то должны помнить эту сцену в начале картины. Главный герой в исполнении Сергея Колтакова (так до конца и не раскрывшегося первоклассного актёра), в этой сцене, на концерте модной рок-группы, встречает второго центрального персонажа фильма (его играл Иван Бортник). Именно после концерта они выходят на улицы Донбасса (а действие разворачивалось там) и каким-то необъяснимым образом попадают в сталинское прошлое.
Очень нашумевший был в своё время фильм. И писали про него много, и наград он наполучал. Сейчас его тоже частенько вспоминают, правда, в основном в связи с некоторой сюжетной похожестью «Зеркала» и американской кинокомедии «День сурка» (впрочем, вся похожесть их ограничивается сюжетным допущением).
Сам я этот фильм обожаю (как и всего раннего Хотиненко) и время от времени пересматриваю. Сцена на концерте вызывает у меня особые чувства, вряд ли схожие с чувствами остальных зрителей. Дело в том, что и живописный потолок, и горельефы на стенах (которые в фильме тоже мельком показаны) мне как родные. Я рассматривал их сызмальства, перед советскими мультсборниками, на которые приходил в окраинный дом культуры города Свердловска (тогда Екатеринбург, кажется, ещё назывался так).
Да, в роли донбасского концертного зала выступил обычный уральский ДК на окраине Екатеринбурга - Дом культуры завода Уралэлектротяжмаш, так он тогда назывался (сейчас называется Дворец культуры Эльмаш). Роль эту ему помог получить потолок, расписанный советскими мотивами художниками Аркадием Охлупиным и Владимиром Терехиным. Это отдельное и вполне самостоятельное произведение под громоздким названием «Славься Отечество, наше свободное». Художники (на тот момент – молодые совсем парни, недавние выпускники суриковского училища) расписали потолок ДК в начале 50-х годов, когда тема войны была очень болезненной для страны (отсюда и название, и включение голубей мира в композицию). Кстати, такой вид искусства, когда живописью или лепниной украшают потолок, называют «плафоном»
Для Хотиненко плафон Охлупина и Терехина был не просто каким-то необычным и эффектно выглядящим потолком. Он стал важным символом в фильме. Там пионеры трубят в горны, колхозники обнимаются со снопами скошенной пшеницы, и дети выпускают голубей мира. А под ними в фильме молодое перестроечное поколение в причудливом гриме пело совсем иные, далеко не советские песни. Столкновение поколение, столкновение эпох визуально символизировала сцена фильма. А это столкновение и было главной темой фильма «Зеркало для героя».