В книге «Как делается кино» Сидни Люмет написал:
Однажды я спросил Акиру Куросаву, почему в фильме «Ран» он построил кадр именно таким образом. Он ответил, что если бы камеру установили на дюйм левее, в поле зрения попал бы завод «Сони», а на дюйм правее — был бы виден аэропорт: ни тот ни другой объект не вписывались в атмосферу XVI века, воссозданную в фильме.
Слова Куросавы справедливы не только для исторического кино. Даже если вы снимаете не постапокалипсис, где по фонам неуместны оживлённые автомагистрали или бодро выкапывающие заиндевевшую картошку дачники, выбор объектов — крайне важный этап препродакшена. В кадре художественного фильма каждый элемент должен помогать рассказывать историю, работать на атмосферу. В том числе поэтому мне не нравится снимать на открытой диафрагме: размытые фоны вызывают у меня ассоциацию с фотообоями, делают пространство кадра более плоским.
На малобюджетных проектах, на мой взгляд, есть смысл садиться писать режиссёрский сценарий только после первичного отбора и утверждения локаций, ведь у вас не будет возможности построить объект с нуля в павильоне или сколь–либо масштабно переделать натуру. Так что, получив первый драфт сценария, я начал поиск подходящих мест для съёмок.
Первый этап локейшн–скаутинга был виртуальным. Я искал живописные заброшки и руины, для чего обратился к гугл–картам и тематическим форумам. Сначала я просто отмечал на карте все интересные объекты, описание которых попадалось в сети. Довольно скоро у меня появился целый кластер маркеров в южном направлении, и стало очевидно, что именно там стоит начать поиски на местности.
Помимо художественной составляющей нужно было учитывать удалённость потенциальных объектов от города и друг от друга, их транспортную и физическую доступность. Доступные сегодня инструменты типа съёмки со спутника или гугл–панорам существенно упрощают задачу на этом этапе, но всё равно оставляют слишком много недосказанностей. Просёлочная дорога с одним домиком на отшибе может оказаться коттеджным посёлком. Широкая река — большим оврагом с ручейком, периодически скрывающимся среди мусора и поваленных деревьев. Корпуса заброшенного пионерского лагеря — грудой бетонных блоков среди зарослей. Всё это можно увидеть только при скаутинге на натуре.
Однажды утром мы отправились в путь, чтобы вживую посмотреть на найденные в интернете локации и подыскать недостающие. С руинами и заброшками всё было более–менее понятно с первого взгляда. Но мне были нужны две довольно специфические локации, поиски которых затянулись.
Во–первых, нужен был водоём, желательно с проточной водой (чтобы он не замёрз), который был бы хорошо виден с дороги. Оказалось, что искать подобное на гугл–карте — плохая идея. Многие водоёмы меньше озера там просто не отображаются. На помощь пришла карта OsmAnd в телефоне, где мелкие ручейки и прудики показаны более детально.
Во–вторых, для финального кадра хотелось найти возможность снимать с верхней точки. Я думал отыскать путепровод через небольшое шоссе, но в реальности почти все перекрёстки на незагруженных трассах одноуровневые, а по путепроводы строят более логичным и менее кинематографичным образом — более узкая дорога (соответственно, менее загруженная) идёт сверху, а внизу располагается многополосная трасса. В той местности, где расположены остальные объекты, подходящий путепровод только один. Да и кадры, снятые с него, по–видимому, придётся дорабатывать на посте, чтобы убрать невозможную в мире постапокалипсиса колею.
Отсмотрев материалы со скаутинга, я внёс изменения в сценарий. Вместо объекта «заброшенное кладбище» появился «заброшенный бункер», а вместо ручья — ключ на склоне холма. Со всей этой информацией, я приступил к написанию режиссёрского сценария. Увиденные локации сформировали у меня примерное представление о том, как герои могут расположиться в пространстве, что у них будет по фонам, а так же, как можно сгруппировать объекты для упрощения логистики.
Впереди ещё один скаутинг для финального утверждения. Выпал снег, и предварительно отобранные объекты могли измениться как визуально, так и с точки зрения транспортной доступности. Имея перед собой написанный режиссёрский сценарий, мне предстоит выбрать точки съёмки запланированных кадров.
По традиции, завершаю пост призывом не сдерживать себя, если вдруг вам хочется поддержать мой проект #фильм2105 и эту серию постов, и закинуть средства на страничку сбора :)
https://www.tinkoff.ru/sl/7BdPqPwSBEi