Найти в Дзене

Ответ В. Познеру на вопрос: "Почему Бог ожесточил сердце фараона, а потом за это же и наказал его?"

Оглавление
НЕ ВЕРЮ! ВЛАДИМИР ПОЗНЕР И ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ. ЧАСТЬ 1
НЕ ВЕРЮ! ВЛАДИМИР ПОЗНЕР И ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ. ЧАСТЬ 1

Привет, друзья.

На передаче «Не верю» (ТВ Спас), слушал В.Познера. Там он говорит об одном эпизоде из Ветхого завета, который ему непонятен. А именно, почему Бог сначала «ожесточил сердце фараона», который якобы готов был отпустить еврейский народ из рабства, а потом через Моисея наказывает египтян?

Этот эпизод, действительно, весьма сложен для понимания. И для нас, людей воспитанных в христианской традиции, Ветхий Завет кажется ужасно кровавым и наполненным различными ужасами (как-то: истребление народов и захваченных городов со всеми жителями). Но Познер, указал именно на якобы отсутствие логики (требует отпустить, и Сам ожесточает сердце фараона). Я попробую ответить на этот вопрос так как понимаю, не рискуя утверждать, что выскажу мнение всей Церкви, и даже, что высказанное мнение, правильно. Просто мои мысли (мысли православного мирянина).

Действительно, в главе Исход неоднократно встречается выражение «ожесточил сердце фараона», «ожесточу сердце фараона». Но, также несколько раз мы читаем, что сам фараон «ожесточил свое сердце», а также нейтральное: «сердце фараоново ожесточилось»

И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое (Исх.8:15)
И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной. Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа. (Исх 8:31-32)

Эти два раза происходят тогда, когда наказания отступили, и тут фараон, меняет свое решение.

Кроме того, мы знаем, что Бог не вмешивается в свободу воли человека. Если не так, то теряют смысл ад и рай: за что наказывать человека, если зло – не его выбор? И за что награждать, если благие поступки не он сам совершал, или совершал не по своей свободной воле? А если есть ад и рай, значит есть и неприкосновенная свобода воли.

Итак, ожесточил ли Бог сердце фараона, или фараон ожесточил свое сердце сам? Не может быть, что иной раз это делает Бог, другой раз фараон делает сам.

Возможно, здесь имеет место какой-то неправильный перевод? Я не знаю, но не исключаю такой возможности.

Если обратиться к святым отцам, то, вот что пишет Ефрем Сирин:

и сказал Фараон: согреших пред Господем, и к вам, простите убо мой грех еще ныне. Если бы Фараон был ожесточен, то не сказал бы сего; ибо ожесточенному сердцу чуждо покаяние. А если поражаемый умоляет, избавляемый же упорствует, то значит, что он свободен; то и другое свидетельствует, что он властен над самим собою.

И еще

Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не может происходить перемены. Если же Фараон, терпя наказание, говорит: отпущу, а по миновании казни удерживает и не отпускает Евреев, то, значит, ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение, попирает законы.

Из поведения и слов фараона, Ефрем Сирин выводит, что тот свободен в своих действиях. Он сам меняет свои решения. Сначала упорствует, а после умоляет простить свой грех.

А блаженный Августин, обращает внимание на слова, где сказано «ожесточил свое сердце».

Не отнимайте у фараона свободного суждения только потому, что Бог во многих местах говорит: «Я ожесточил фараона», «ожесточил» или «ожесточу сердце фараона». Из этого не следует, что сам фараон не ожесточил своего сердца. Ведь о нем написано в Писании, когда египтяне были избавлены от мух: И ожесточил сердце свое (Исх 8:15), и в то время не захотел отпустить народ. Поэтому и Бог ожесточил по справедливому суждению, а сам фараон - по свободному

Для меня очевидно, что Бог просто знал как поступит фараон, и сказал об этом Моисею. И поведал, что наказания эти станут «притчей во языцех». Но, совершает это фараон не по воле Творца, а по собственной свободной воле, хотя из текста порой можно сделать обратный вывод.

Видимо, Бог имел в виду нечто иное, когда говорил Моисею. А именно, что не без попущения Божия это происходит, но не по воле Бога, но по воле человека.

Подписывайтесь. Поддержите развитие канала лайком и обсуждением в комментариях

Читай на канале Мефодий+:

"Почему я должен отвечать за грех Адама и Евы?" Размышление над словами неверующего.