Я часто читаю сценарии короткометражек. Обычно файл с текстом предваряется письмом с рассказом о том, что бюджет крайне ограничен или его нет совсем. Получив такое письмо, я радуюсь. Я предвкушаю сюжет и диалоги, которые заставят меня забыть, что действие происходит в одной комнате, а персонажи освещены фонариками мобильных телефонов. Я почему–то до сих пор верю в людей.
В реальности большинство даже очень хороших сценариев содержат сцены, которые можно оптимизировать с точки зрения производственного бюджета. В России в принципе, а для коротких метров тем более, не особо распространена практика работы со скрипт–доктором. И напрасно. Хороший скрипт–доктор не только устраняет сценарные недостатки, но и помогает вписаться в бюджет.
Все сценаристы и режиссёры знают, что каждая сцена и каждый кадр должны двигать сюжет. Но нередко в тексте сценария появляются (или не удаляются из предыдущих драфтов) куски, которые вроде как логичны и нужны, но сюжет не двигают. От таких сцен нужно избавляться. Даже если вам кажется, что проход персонажа через двор можно снять условно бесплатно, на деле вы потратите на эту сцену самый ценный ресурс съёмочного периода — время.
Часто в сценариях встречаются эпизоды, которые требуют гораздо большего времени и бюджета на съёмку, чем может показаться сценаристам и режиссёрам, особенно начинающим. Такие сцены стоит оптимизировать. Расскажу о том, что чаще всего встречается лично мне.
Объекты на один кадр
Если персонаж собирается выходить из дома и приводит себя в порядок перед зеркалом в ванной, затем одевается в комнате и обувается в коридоре, в сценарии может быть написано ИНТ. КВАРТИРА ПЕРСОНАЖА — ДЕНЬ. Неопытному режиссёру может показаться, что это три кадра в одном объекте, хотя на самом деле это три раза по одному кадру в трёх подобъектах, так как перемещение из ванной в комнату, а потом в коридор — это три перестановки вместо одной. Если нет сюжетной необходимости показывать процесс сборов столь дотошно, стоит на этапе сценария перенести процесс сборов в один подобъект, например, в комнату, и сэкономить время и бюджет на осветительное оборудование. Особенно стоит обращать внимание на большие пространства. К примеру, общий план отельного лобби может потребовать больше света и времени на его установку, чем все остальные кадры в гостиничном номере, которые запланированы на ту же смену. Если смысл этого кадра показать, что персонаж заселяется в отель, стоит задуматься, можно ли объяснить это зрителю иным образом.
Специфические локации
Больница, тюремная камера, морг, пульт управления ядерным реактором — даже если у вас есть доступ к подобным объектам, на съёмке есть риск столкнуться с большим количеством неочевидных на первый взгляд ограничений. Интерьерные фотостудии могут показаться хорошим решением, но они далеко не всегда подходят для киносъёмок. Кроме того, они наверняка уже «засветились» в десятках фильмов и клипов.
Ночные экстерьеры за городом
В большом городе даже ночью можно найти рабочие локации для съёмок. Фонари, витрины магазинов, ярко освещённые фасады зданий — всё это позволит вам при помощи пары аккумуляторных приборов получить интересный кадр персонажа на красивом фоне. В ночном лесу или поле такой возможности нет. Это практически всегда означает, что на смену потребуется генератор и большое количество мощных осветительных приборов, а также команда осветителей, что не всегда возможно на небольших проектах. Выход из этой ситуации — съёмка в режим, но и здесь есть нюансы.
Режимные съёмки
Все знают, что съёмка в режим позволяет получить потрясающее изображение или качественную имитацию ночи, и что режим длится очень мало времени. Но для того, чтобы по максимуму использовать 20–30 минут съёмочного времени в режим, нужно тщательно подготовиться на препродакшене и непосредственно перед самой съёмкой. Вряд ли получится прийти на точку за пять минут до режима и быстренько всё снять. Обычно подготовка к такой съёмке требует нескольких часов и тщательных репетиций, чтобы группа и актёры чётко понимали, что делать, когда наступит заветный golden hour.
Спецэффекты и кадры под VFX
Подготовка пластического или сложного грима, использование открытого огня, взрывов и прочих спецэффектов всегда требует больше времени, чем может показаться. Закладывайте в КПП дополнительное время на подобные сцены и средства на возможные переработки в бюджет. Если всё пойдёт по плану, вы получите отличный материал и довольную группу, а если что–то пойдёт не так, у вас будет время, чтобы это исправить.
Что касается кадров, где планируется досъёмка на хромакее или внедрения компьютерной графики, на этапе сценария обычно сложно понять, сможете ли вы обойтись небольшой зелёной тряпкой и парой приборов, или понадобится десятиметровая хромакейная циклорама. В этом случае стоит самое позднее на этапе разработки режиссёрского сценария продумать кадры под графику с оператором–постановщиком и VFX–супервайзером или тем человеком, который будет делать графику. Они наверняка предложат пару вариантов, как «обойтись малой кровью».
Кадры в движущемся автомобиле
Минитюаризация съёмочного оборудования и обилие вариантов автогрипа создают ложное ощущение простоты съёмки подобных кадров. На практике такие сцены обычно снимаются в хромакейном павильоне, так как на натуре всегда присутствует множество факторов, вносящих коррективы в замысел режиссёра. Если в вашем сценарии присутствуют подобные сцены, с точки зрения оптимизации съёмочного процесса стоит задуматься, можно ли перенести их в другие объекты или, к примеру, снять в стоящей машине и разбавить кадрами проездов автомобиля.
Я ни в коем случае не призываю создателей малобюджетных инди–фильмов полностью отказываться от описанных выше сцен и снимать кино в одной локации с одним актёром. Если на этапе разработки сценария и планирования съёмочного процесса вы продумаете, как реализовать то, что написали, шансы привлечь профессиональную команду и актёров на некоммерческий проект существенно возрастут, как и качество материала.
В следующей части я расскажу о сценарии проекта #фильм2105 В нём, кстати, будут и кадры под графику, и съёмки в движущейся машине (куда же без этого в постапокалиптическом роуд–муви).
Если вы хотите поддержать мой короткий метр и этот блог, можете закинуть немного денег на страничке сбора https://www.tinkoff.ru/sl/7BdPqPwSBEi