До чего дошёл прогресс! Как пелось в одной известной во времена моего детства песне. GPS навигация и дроны позволяют вывести краеведческие исследования на совершенно иной уровень.
Вот так и в этот раз. Поехали смотреть Черекское ущелье. Естественно, решили запустить дрона, пофотографировать горы, ущелье и прилегающие окрестности. Высота там уже приличная, примерно полторы тысячи над уровнем моря. Местами облака наплывают на горы и даже на дорогу по которой едешь.
В такое облако и влетел мой дрон. Я, чтобы его не потерять, снизился, и увидел сквозь расступившиеся облака очертания каменных руин.
Это были фундаменты старых домов, и можно было догадать, что под дроном развалины очередного заброшенного аула.
Посмотрели на офф-лайн карту в одном удобном приложении. Оказалось, дорога есть. Проложили маршрут и поехали. Дорога для жителя равнин (т.е. меня) не очень привычная. Грунтовая, местами очень крутая, она шла по краю обрыва, и я ехал с некоторой опаской, т.к. понятия не имею, насколько часто бывают осыпи. Впрочем, раз дорога есть, значит – по ней можно ездить.
Уже потом, полетав дополнительно над аулом и побродив по нему, мы поняли, что дорога не просто есть, она ещё и часто используются. Пока мы стояли, по меньшей мере пару машин проехало мимо нас.
Подобные аулы – явление не редкое. После депортации балкарцев в 1944 году, численность народа значительно сократилась. Кроме того, после реабилитации и разрешения вернуться в родные горы, не все вернулись, потому что многие, за годы проведённые на чужбине (большинство было выселено в Казахстан или Киргизию), сумели обзавестись там домами и семьями.
Те же, кто вернулся, старались держаться вместе. И часто жители трёх аулов заселяли, например, один брошенный во время депортации аул. А остальные два оставались без хозяев.
К сожалению, у меня не было времени расспросить, кому в итоге принадлежит земля на брошенных территориях. Ведь это же были участки семей. Остались ли они закреплёнными за людьми, или нет?
Но следы хозяйственной деятельности видны. С дрона я увидел, что некторые участки засажены капустой. Непонятно, почему люди приезжают сюда, чтобы сажать её между развалин.
Вполне возможно, потому что все участки в Верхней Балкарии уже тоже заняты под капусту. Но выглядит потрясающе. В смысле, я бы не удивился, если бы увидел среди развалин секретную делянку какой-нибудь запретной травы. Но капуста? Чудны дела твои, Господи.
Мы немного побродили по окрестностям руин. На фото ниже хорошо видно, как облако наплывает на склон, создавая мистическую атмосферу среди развалин. Вдалеке виднелись чьи-то могилы. Мне подумалось, о том, ходит ли их кто-то навещать? В таких местах всегда думается о Вечном и бренном. Под сенью гор понимаешь истинный масштаб своего бытия.
Увы, вечер в это время в горах наступает быстро. И начало темнеть. Мы засобирались обратно, поскольку у меня уже был опыт езды ночью в облаке по неприметной горной дороге. Процесс это опасный и рисковать не хотелось.
Вот так, снова лишь по краешку, я прикоснулся к истории Кавказа, но сделал для себя пометку – вернуться в Черекское ущелье подготовленным и на более долгий срок.
Ну, а пока, приключения продолжаются. Не забудьте подписаться по ссылкам ниже, если не хотите пропускать новые публикации
ПОДПИСАТЬСЯ | МОЙ INSTAGRAM | МОЙ YOUTUBE | МОЙ МЕССЕНДЖЕР