Найти тему

Как мать калечит душу дочери (на примере фильма "Бумеранг")

Подписчики делились, что фильм «Бумеранг» (реж. Мария Болтнева) вызвал сложные чувства. Среди них, что мать переигрывает в отношениях с дочерью. Но именно чувство недоумения «так не бывает» и говорит, что фильм удался. Человеку со здоровой психикой трудно присоединиться к происходящему – к психическому расстройству.

В начале фильма автор дает подсказку. Мать выглядит жалобно, но с первых кадров фильма манипулирует дочерью.

Говорит Варе, что отдаст квартиру государству, потому что дочери она в тягость, и Варя только и ждет ее похорон. Это манипуляция введением в чувство вины.

Мать плохо понимает, что она и Варя отдельны, и выдает свое искаженное восприятие и слова за желание Вари. Дочь оправдывается: «Нет, я не хочу похорон».

Это хитрая манипуляция. Мать триангулирует – вмешивает третьего (государство) в их отношения, в тайной надежде, что Варя испугается лишения квартиры и подчинится воле матери. А для подстраховки, если не испугается - манипулирует виной.

Далее мать пытается вызвать вину и жалость у Вари, жалуясь на болезни и жертвы ради нее.

В первой части фильма Варя предстает необузданным монстром. Далее мы видим, что Варя проглотила внутрь себя разрушительные состояния матери, которые повзрослев ей зеркалит.

Я пыталась понять, кто мать - нарцисс? Но оружие нарциссов – отвержение и обесценивание. А здесь мать не просто стыдит дочь, а физически толкает, оскорбляет, орет – применяет эмоциональное и физическое насилие.

Предполагаю, это истерическая психопатка. С такими чертами как - чрезмерная раздражительность, непроходящее психическое напряжение, склонность к приступам ярости и гнева, взрывному яркому проявлению эмоций; повышенная требовательность к другим людям, подозрительность.

Мать постоянно на пике напряжения. Даже после спокойной езды в автобусе, она толкает дверь. Развязанный шнурок вызывает приступ ярости.

Допустим, обычную мать может разозлить медлительность ребенка, но она сначала постарается помочь, попробует сдержать гнев. А у психопатки не гнев, а ярость. Причем если обычная мать гневается подобно тому, как например легковая машина с коробкой передач двигается с места и набирает постепенно скорость, то психопатка – это скоростной болид из Формулы-1, способный набрать с места мощнейшую ярость за доли секунды.

Психопатическую мать может привести к взрыву ярости любая деталь – шнурки, забытая сумка, заданный вопрос, медлительность ребенка.

Речь матери во второй половине фильма вычурная, с надрывом. Эмоции гипертрофированы. Поведение театрально и драматизировано, она играет несчастную страдалицу, отдающую все глупой, неблагодарной Варе. За которую можно только стыдиться.

Мать психопатку, выдает ее речь. Она говорит только о первичных потребностях – еде, одежде, деньгах. И когда Варя задает вопрос – а где любовь и понимание? Мать не понимает, о чем это, и переводит в манипуляции.

В речи превалируют Я-сообщения (Я устроила, мне стыдно, я считаю и пр.). Так как психопаты лишены эмпатии, их не волнуют чувства другого человека, они занимают собой все пространство.

О низком уровне мышления говорит и использование таких речевых оборотов: «все время; опять ты; опять мне будет стыдно; ты никогда». Это грубо обобщающие категории, которые рушат любую коммуникацию между людьми и призваны только обвинить другого человека.

Чрезмерная озабоченность, что о матери подумают учителя, также выдает низкий уровень мышления. Психопаты боятся авторитетов, могут пресмыкаться перед учителями, зато дома поедают своих близких.

На манипулятивный стиль матери указывает и подарок учительнице (духи), чтобы учитель была лояльнее.

Страшный эпизод, когда Варя выходит на дорогу, мать ее одергивает и орет:

- Куда ты прешь! Он еще собьет тебя насмерть или покалечит. Ты хочешь ходить на костылях? А ты будешь ходить на костылях!

Этот эпизод не случаен. Мать истерикой доводит Варю до оцепенения – она идет и не видит машину. Так работает травма. Миндалевидное тело в мозге Вари не реагирует на опасность.

Можно предположить, что миндалина из-за постоянной агрессии перестала запускать свои реакции – бей, замри, беги. И на первый план вышла защита следующего порядка, которая запускается, когда человек попадает в смертельную опасность – диссоциация. Выхода нет, можно только оцепенеть.

При диссоциации мозг разъединяет тело и чувства. И эта реакция становится у Вари хронической.

Мать говорит Варе ужасные слова - что машина ее собьет или покалечит. Но говорит не из точки страха за дочь. А уверенным голосом, вкладывая ярость. Такие эмоционально заряженные слова, становятся проклятием для ребенка. Иногда человек выговаривает свои бессознательные желания в порыве чувств и здесь явное подсознательное желание матери погибели дочери. Мать проецирует на водителя свои желания.

Это и есть самое страшное. Соединяем с началом фильма, где мать говорит, что Варя желает ее похорон. Мать проецирует на Варю свои желания. Все переворачивается. Кто на самом деле хочет чьей смерти?

Бессознательная разрушительная ярость матери на ребенка ищет выход. Это и есть проклятие Вари, потому что фактически мать искалечила ее душу также, как если бы она попала под машину. Сбываются слова матери: «Ты будешь ходить на костылях». Душевных.