Найти тему
Ирина Горохова

10 вопросов логопеду и дефектологу

  1. Здравствуйте, Ирина Алексеевна. У меня есть вопрос по звукопостановке [Р]. Мальчик, 7 лет, короткая уздечка. Делаем упражнения на растяжку, но звук не могу поставить.

Здравствуйте, спасибо за вопрос!) Необходимо смотреть, какая подъязычная связка. Тонкую подъязычную связку можно растянуть, а плотную и близко расположенную к кончику языка нужно подрезать (надсекать). Есть специальные зонды для стягивания и массаж. Я за всю практику отправила на подрезание только 3 детей (и то по желанию родителей). Даже если уздечка несколько укорочена (равна 8 мм), то лучше ее растягивать, чем оперировать. Начните растягивать уздечку уже сейчас. Существует комплекс упражнений на растягивание подъязычной уздечки. На этот случай у меня подготовлен комплекс упражнений уже очень давно, хорошо помогает.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка: «Маляр», «Барабан», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Чашечка», «Конфетка».

2. Дайте, пожалуйста, практические советы по постановке. Мальчик, 7 лет. Язычок вялый, падает в стороны. На небе не держит, соскальзывает. Звук дает «горлом».

Я бы сначала направила ребенка к неврологу. На мой взгляд, у ребенка гипотонус. Необходим логопедический активизирующий массаж языка. Одной артикуляционной гимнастикой тут не решить проблему. Не забываем про дыхательную гимнастику.

3. Прошу совета. Мальчику почти 4 года. Звуки [с] и [з] есть, но заменяет на [т] и [д]. Отрабатываем звуки в обратных слогах. Получается произносить чисто. Но дальше дело не идёт. В прямых слогах снова замена. Что можно ещё сделать?

Не очень поняла ваш вопрос. Вы пишите, что звуки есть, но идет замена. Либо звук есть, и он поставлен, либо его нет, и он заменяется. Автоматизировать звуки можно только тогда, когда ребенок четко и правильно его произносит изолированно. Продолжайте постановку звуков, подключаем узнавание и различение на слух. Возможно, ребенок еще не различает правильный звук от искаженного.

Вот вам таблица в помощь.

-2

4. Опыт работы логопедом у меня небольшой, с таким звукопроизношением еще не сталкивалась. Ребенок на звуки [ль] и [рь] произносит [г], твердые в норме, а ещё межзубный сигматизм. Все приемы постановки мягких соноров испробовала - безрезультатно. Как тут быть?

Вы не указали возраст ребенка. Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.

Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу, и он их хорошо выговаривает.

-3

Если у ребенка сигматизм, то сначала необходимо работать с группой свистящих. Нарушение, про которое вы говорите, может быть из-за малоподвижности языка, неумения ребенка выполнять нужный уклад. Начните с подготовки артикуляционного аппарата и постановки простой группы звуков.

5. Уважаемый коллега, подскажите, пожалуйста, молодому специалисту, работающему на школьном логопункте. Можно ли в одну группу по коррекции дисграфии брать детей с ОНР и с ЛГНР? Или у них обязательно должны быть одинаковые диагнозы?

В группе должны быть учащиеся с одним и тем же заключением.

По Лалаевой. «Обследование школьников с нормальным интеллектом и ЗПР».

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопе­дического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопеди­ческом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки логопедического заключения отправили вам.

6. Как ставить диагноз ребенку с билингвизмом?

Логопед не ставить диагноз, а пишет заключение на основе сбора данных и проведения диагностики. Пример проведения такой диагностики в удобной таблице отправили вам в личные сообщения.

7. Подскажите, пожалуйста. Мальчик с общим недоразвитием речи 2-3 уровень речевого развития (вариант 5.2) 1 класс. Какое количество занятий в неделю необходимо, чтоб восстановить речь (или пошла положительная динамика в речи)?

Занятия проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. ОНР –это не только звукопроизношение. Пишите программу.

8. Посоветуйте, пожалуйста, виды заданий, если ребенок пишет все слова в предложении слитно?

Причиной таких ошибок является несформированность языкового анализа на уровне «предложение-слово», когда ребёнок не дифференцирует эти понятия в устной речи и при письме. В основе слитного написания слов в предложении лежит снижение фонематического восприятия, тогда ребёнок не улавливает на слух паузы между словами, особенно при быстром темпе речи, а слышит сплошной речевой поток.

Ребёнок должен осознать, что слова бывают разные: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и слова, чаще маленькие, которые служат для связи слов в предложении или показывают направление действия, месторасположение предмета относительно других предметов. Эти слова называются служебными – это союзы и предлоги. У любого слова всегда есть значение, мы его понимаем и употребляем в речи. Если ребёнок понимает, что такое слово, можно приступить к формированию понятия «предложение».

Вот с чего начинается работа. Примеры упражнений отправили вам в личные сообщения.

9. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что делать. Мальчик 3 года, богатый словарный запас, выразительная фразовая речь, хорошо говорит практически все звуки, и [ш], и [р], но пропускает твердые [д], [т], [г]. Говорить начал рано, на первом-втором году отлично выговаривал да-да-да, га-га-га. А сейчас просто пропускает эти твердые звуки.

Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет. К трем годам ребенок осваивает звуки: [ы], [у], [и], [й], [к], [к’], [г], [г’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

Причины неправильного звукопроизношения:

-недостаточная сформированность артикуляционного аппарата;

-нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;

-недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).

Возможно, ребенок подражает кому-то. Поделать можно гимнастику. Примеры артикуляционной гимнастики отправили вам в личные сообщения.

-4

10. Начала работать в школе учителем-логопедом. Посоветуйте, пожалуйста, книги, опираясь на которые, можно написать программы.

Рекомендуемый список литературы

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.

2.Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

4.Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.

5.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М., 2006.

6.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.

7.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.

8.Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе. - М.: Владос, 1999.

9.Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.

10. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.

Полный список литературы отправили вам в личные сообщения.

Коллеги, спасибо за интересные вопросы! И благодарю Академию, что предоставили возможность поделиться опытом с начинающими специалистами.