Найти тему

Почему на Ту-124Ш из Ульяновского музея регистрационный номер СССР-45017?

3K прочитали

Как охотник за авиапамятниками и реестровед с серьезным стажем, я люблю разрушать городские легенды вокруг музейных экспонатов. Героем очередного разоблачения будет самолет Ту-124Ш СССР-45017 из экспозиции Головного отраслевого музея гражданской авиации. Как-же военный самолет оказался в музее гражданской авиации?

Вид на бортовой номер СССР-45017 самолета Ту-124Ш в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в г. Ульяновске, 3 ноября 2009 года (с) Юрий Дорошенко
Вид на бортовой номер СССР-45017 самолета Ту-124Ш в Головном отраслевом музее истории гражданской авиации в г. Ульяновске, 3 ноября 2009 года (с) Юрий Дорошенко

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации был создан в соответствии с приказом министра гражданской авиации № 97 от 1 июня 1983 года. Сразу же был создан список возможных экспонатов, среди которых был самолет Ту-124. Напомню читателю, что большинство экспонатов в музей перегоняли своим ходом. На момент создания музея, найти летающий Ту-124 в летных подразделениях Аэрофлота оказалось весьма проблематично.

Дело в том, что 28 августа 1979 года во время пассажирского рейса из Киева в Казань в районе Кирсанова потерпел катастрофу самолет Ту-124В СССР-45038. Причиной катастрофы послужил непреднамеренный выпуск закрылков. После этой трагедии Ту-124 как тип был снят с эксплуатации на пассажирских рейсах, хотя продолжал эксплуатироваться в МАП, МРП и ВВС. К 1983 году в Аэрофлоте не было в эксплуатации ни одного самолета Ту-124.

Изначально Казанскому ОАО было поручено передать один из Ту-124 находящихся на хранении в старом Казанском аэропорту в музей, для чего он должен был перелететь своим ходом из Казани в Ульяновск. К концу 1970х годов в Казань был передислоцирован практически весь флот Ту-124 Аэрофлота.

Руководство Приволжского УГА, ответила отказом в передаче, в связи с тем, что самолеты Ту-124 находящийся на хранении в Казани находятся не в летном состоянии. Все Ту-124 Казанского ОАО были списаны в 1979-1980 годах. Тем не менее, самолеты активно ставили на памятники на территории Татарской АССР. На места установки они доставлялись наземным транспортом.

Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года
Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года
Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года
Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года
Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года
Кладбище самолетов Ту-124 в Старом аэропорту Казани в 1980е года

Напомню читателю тот факт, что при формировании экспозиции музея, предпочитали не связываться с затратными наземными операциями по перевозке техники. В результате чего музей лишился многих возможных экспонатов. Притащить из Казани самолет было весьма сомнительным удовольствием. Да и привычной нам трассы Ульяновск - Казань в 1983 году еще не существовало. Самолет надо было везти по реке Волга, задействовав речной флот.

Решили получить Ту-124, который еще мог летать. Несколько самолетов находилось в эксплуатации в Министерстве авиационной промышленности. Музей обратился за помощью в СибНИИА, но получил очередной отказ. Дело в том, что в СибНИИА находилось в эксплуатации два самолета Ту-124В СССР-45063 и СССР-45078. К концу 1983 году оба самолета были еще в эксплуатации и активно использовались в СибНИИА для грузопассажирских перевозок. Эти самолеты списали лишь в июле 1986 года.

Ту-124В СССР-45063 во время эксплуатации в СибНИИ ГА
Ту-124В СССР-45063 во время эксплуатации в СибНИИ ГА

Получив отказ, музей попытал счастья у Министерства Обороны. У военных для музея нашелся самолет Ту-124Ш. Ту-124Ш с бортовым номером "22 красный" с заводским номером 7350610 находился в эксплуатации в Тамбовском ВВАУЛ. В Тамбовском ВВАУЛ к 1980 году был сосредоточен основной парк Ту-124Ш ВВС СССР. Было принято решение передать его в дар музея, после чего он 29 октября 1984 года совершил свой последний полет в Ульяновск. После передачи самолет простоял несколько лет в формирующийся экспозиции музея с красными звездами на борту. При приведении экспозиции к нормальному виду, было принято решение перекрасить в цвета Аэрофлота некоторые экспонаты музея, среди которых был и самолет Ту-124Ш.

Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ в день своего прибытия в музей 29 октября 1984 года. Фотография  из архива Головного отраслевого музея истории гражданской авиации.
Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ в день своего прибытия в музей 29 октября 1984 года. Фотография из архива Головного отраслевого музея истории гражданской авиации.
Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ.
Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ.
Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ. Фотография  из архива аэропорта Челябинск.
Ту-124Ш "22 красный" на старом месте экспозиции музея на территории АТБ Центра ГА СЭВ. Фотография из архива аэропорта Челябинск.

Самолет был перекрашен в цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. На мой взгляд это одна из лучших цветовых схем за всю истории гражданской авиации. Строго и красиво. Внутри Ту-124Ш был смонтирован пассажирский салон. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-45017. История имеет много примеров, когда на самолет на постаменте наносился другой номер, например Ту-104 СССР-Л5412 во Внуково. Такая подмена делалась подчеркнуть историческую важность самолета на постаменте.

Ту-124Ш СССР-45017 в экспозиции музея в 1993 году
Ту-124Ш СССР-45017 в экспозиции музея в 1993 году
Ту-124Ш СССР-45017 в экспозиции музея в 1993 году
Ту-124Ш СССР-45017 в экспозиции музея в 1993 году

Так что же было такого знаменитого в цифрах 45017? Да особо ничего... Опознавательный знак СССР-45017, имел самолет Ту-124 с заводским номером 1350502. Самолет эксплуатировался в Московском управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года МТУ ГА), во Внуковском ОАО в 200 авиационный отряд реактивных самолетов, куда поступил 3 ноября 1962 года. 20 ноября 1962 года он был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-45017.

Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017 в Ленинграде в аэропорту Пулково. Фотография Геннадия Бондарева
Ту-124 СССР-45017. Фотография из архива К.Г. Удалова
Ту-124 СССР-45017. Фотография из архива К.Г. Удалова

Эксплуатация продлилась меньше четырех лет. 13 июня 1966 года при посадке в Минске Ту-124 СССР-45017 выкатился за пределы ВПП. Получив повреждения, восстановлению не подлежал. Самолет списали 22 ноября 1968 года по причине летного происшествия. Вероятнее всего самолет был утилизирован на территории Минского АРЗ в начале 1970х годов.

Появление в музее самолета с бортовым номером Ту-124 СССР-45017 породило много слухов, что это именно тот самолет, который выкатился за пределы ВПП в Минске. С большим трудом, спустя 15 лет, он якобы был восстановлен и совершил последний перелет в Ульяновск для пополнения экспозиции музея. Об этом писали даже в тематических авиационных периодических журналах. Не буду цитировать чужие ошибки и показывать пальцем в их автора...

Ошибка особо не прижилась. Самолет выдавали балочные держатели БД-360 для четырех бомб калибра 50-250 кг на консолях крыла, увеличенный обтекатель РЛС "Рубин-1А" и довольно кустарно смонтированный пассажирский салон без багажных полок. Кроме того, спустя года из под краски вылезли заводской номер и красные звезды на киле.

Так по какой причине самолет получил особо не примечательный номер 45017? Дело в том, что 200-й авиационный отряд реактивных самолетов Внуковского ОАО совершал пассажирские рейсы Москва (Внуково) - Ульяновск. Среди самолетов Ту-124, которые посещали Ульяновск был и самолет Ту-124 СССР-45017.

В один из таких визитов, самолет стал героем фотосессии, которую делали для рекламной брошюры "Автоэкспорта", посвященной легендарному УАЗ-451. Ниже приведу фотографии из упомянутой рекламы "буханки"...

Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"у-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"
Ту-124 СССР-45017 в аэропорту Ульяновска. Фотография из скана брошюры "Автоэкспорт"

Когда во второй половине 1980х годов перекрашивали самолет, стал вопрос о нанесении регистрационного номера. К данному вопросу музейные сотрудники подошли довольно творчески и серьезно. Разыскивая самолет, который был в Ульяновске, им видимо попались на глаза широко растиражированные снимки с рекламы полноприводного фургона. Посчитав его за самолет из Ульяновской ШВЛП, на военный Ту-124Ш, нанесли номер СССР-45017, принадлежащий потерянному при летном происшествии самолету Внуковского ОАО.

Самолет в музее в результате подмены этого номера оброс и соответствующими легендами. Ветераны Центра ГА СЭВ (бывшей Ульяновской ШВЛП) выдавали этот самолет за самолет школы высшего летного пилотажа, который совершал последние пассажирские рейсы из Ульяновска. Именно такую историю я услышал от одного бывшего работника Центра ГА СЭВ во время очередного авиационного праздника. Пытаясь убедить человека, что самолет не тот, я был послан далеко и надолго... Позже я слышал данную историю от многих других посетителей музея. К счастью, эта легенда не имела особого широкого хождения, и не вышла за пределы города Ульяновск.

В качестве заключения скажу, что самолет Ту-124Ш СССР-45017 является одним из самым частым посещаемым самолетом в экспозиции музея. Самолет практически всегда открыт для посещения в хорошую погоду. Рекомендую к посещению...

Кабина пилотов самолета Ту-124Ш СССР-45017
Кабина пилотов самолета Ту-124Ш СССР-45017
Доска приборов самолета Ту-124Ш СССР-45017
Доска приборов самолета Ту-124Ш СССР-45017
Место штурмана самолета Ту-124Ш СССР-45017
Место штурмана самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Пассажирский салон самолета Ту-124Ш СССР-45017
Штурвал самолета Ту-124Ш СССР-45017
Штурвал самолета Ту-124Ш СССР-45017

(с) Юрий Дорошенко