Как охотник за авиапамятниками и реестровед с серьезным стажем, я люблю разрушать городские легенды вокруг музейных экспонатов. Героем очередного разоблачения будет самолет Ту-124Ш СССР-45017 из экспозиции Головного отраслевого музея гражданской авиации. Как-же военный самолет оказался в музее гражданской авиации?
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации был создан в соответствии с приказом министра гражданской авиации № 97 от 1 июня 1983 года. Сразу же был создан список возможных экспонатов, среди которых был самолет Ту-124. Напомню читателю, что большинство экспонатов в музей перегоняли своим ходом. На момент создания музея, найти летающий Ту-124 в летных подразделениях Аэрофлота оказалось весьма проблематично.
Дело в том, что 28 августа 1979 года во время пассажирского рейса из Киева в Казань в районе Кирсанова потерпел катастрофу самолет Ту-124В СССР-45038. Причиной катастрофы послужил непреднамеренный выпуск закрылков. После этой трагедии Ту-124 как тип был снят с эксплуатации на пассажирских рейсах, хотя продолжал эксплуатироваться в МАП, МРП и ВВС. К 1983 году в Аэрофлоте не было в эксплуатации ни одного самолета Ту-124.
Изначально Казанскому ОАО было поручено передать один из Ту-124 находящихся на хранении в старом Казанском аэропорту в музей, для чего он должен был перелететь своим ходом из Казани в Ульяновск. К концу 1970х годов в Казань был передислоцирован практически весь флот Ту-124 Аэрофлота.
Руководство Приволжского УГА, ответила отказом в передаче, в связи с тем, что самолеты Ту-124 находящийся на хранении в Казани находятся не в летном состоянии. Все Ту-124 Казанского ОАО были списаны в 1979-1980 годах. Тем не менее, самолеты активно ставили на памятники на территории Татарской АССР. На места установки они доставлялись наземным транспортом.
Напомню читателю тот факт, что при формировании экспозиции музея, предпочитали не связываться с затратными наземными операциями по перевозке техники. В результате чего музей лишился многих возможных экспонатов. Притащить из Казани самолет было весьма сомнительным удовольствием. Да и привычной нам трассы Ульяновск - Казань в 1983 году еще не существовало. Самолет надо было везти по реке Волга, задействовав речной флот.
Решили получить Ту-124, который еще мог летать. Несколько самолетов находилось в эксплуатации в Министерстве авиационной промышленности. Музей обратился за помощью в СибНИИА, но получил очередной отказ. Дело в том, что в СибНИИА находилось в эксплуатации два самолета Ту-124В СССР-45063 и СССР-45078. К концу 1983 году оба самолета были еще в эксплуатации и активно использовались в СибНИИА для грузопассажирских перевозок. Эти самолеты списали лишь в июле 1986 года.
Получив отказ, музей попытал счастья у Министерства Обороны. У военных для музея нашелся самолет Ту-124Ш. Ту-124Ш с бортовым номером "22 красный" с заводским номером 7350610 находился в эксплуатации в Тамбовском ВВАУЛ. В Тамбовском ВВАУЛ к 1980 году был сосредоточен основной парк Ту-124Ш ВВС СССР. Было принято решение передать его в дар музея, после чего он 29 октября 1984 года совершил свой последний полет в Ульяновск. После передачи самолет простоял несколько лет в формирующийся экспозиции музея с красными звездами на борту. При приведении экспозиции к нормальному виду, было принято решение перекрасить в цвета Аэрофлота некоторые экспонаты музея, среди которых был и самолет Ту-124Ш.
Самолет был перекрашен в цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. На мой взгляд это одна из лучших цветовых схем за всю истории гражданской авиации. Строго и красиво. Внутри Ту-124Ш был смонтирован пассажирский салон. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-45017. История имеет много примеров, когда на самолет на постаменте наносился другой номер, например Ту-104 СССР-Л5412 во Внуково. Такая подмена делалась подчеркнуть историческую важность самолета на постаменте.
Так что же было такого знаменитого в цифрах 45017? Да особо ничего... Опознавательный знак СССР-45017, имел самолет Ту-124 с заводским номером 1350502. Самолет эксплуатировался в Московском управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года МТУ ГА), во Внуковском ОАО в 200 авиационный отряд реактивных самолетов, куда поступил 3 ноября 1962 года. 20 ноября 1962 года он был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-45017.
Эксплуатация продлилась меньше четырех лет. 13 июня 1966 года при посадке в Минске Ту-124 СССР-45017 выкатился за пределы ВПП. Получив повреждения, восстановлению не подлежал. Самолет списали 22 ноября 1968 года по причине летного происшествия. Вероятнее всего самолет был утилизирован на территории Минского АРЗ в начале 1970х годов.
Появление в музее самолета с бортовым номером Ту-124 СССР-45017 породило много слухов, что это именно тот самолет, который выкатился за пределы ВПП в Минске. С большим трудом, спустя 15 лет, он якобы был восстановлен и совершил последний перелет в Ульяновск для пополнения экспозиции музея. Об этом писали даже в тематических авиационных периодических журналах. Не буду цитировать чужие ошибки и показывать пальцем в их автора...
Ошибка особо не прижилась. Самолет выдавали балочные держатели БД-360 для четырех бомб калибра 50-250 кг на консолях крыла, увеличенный обтекатель РЛС "Рубин-1А" и довольно кустарно смонтированный пассажирский салон без багажных полок. Кроме того, спустя года из под краски вылезли заводской номер и красные звезды на киле.
Так по какой причине самолет получил особо не примечательный номер 45017? Дело в том, что 200-й авиационный отряд реактивных самолетов Внуковского ОАО совершал пассажирские рейсы Москва (Внуково) - Ульяновск. Среди самолетов Ту-124, которые посещали Ульяновск был и самолет Ту-124 СССР-45017.
В один из таких визитов, самолет стал героем фотосессии, которую делали для рекламной брошюры "Автоэкспорта", посвященной легендарному УАЗ-451. Ниже приведу фотографии из упомянутой рекламы "буханки"...
Когда во второй половине 1980х годов перекрашивали самолет, стал вопрос о нанесении регистрационного номера. К данному вопросу музейные сотрудники подошли довольно творчески и серьезно. Разыскивая самолет, который был в Ульяновске, им видимо попались на глаза широко растиражированные снимки с рекламы полноприводного фургона. Посчитав его за самолет из Ульяновской ШВЛП, на военный Ту-124Ш, нанесли номер СССР-45017, принадлежащий потерянному при летном происшествии самолету Внуковского ОАО.
Самолет в музее в результате подмены этого номера оброс и соответствующими легендами. Ветераны Центра ГА СЭВ (бывшей Ульяновской ШВЛП) выдавали этот самолет за самолет школы высшего летного пилотажа, который совершал последние пассажирские рейсы из Ульяновска. Именно такую историю я услышал от одного бывшего работника Центра ГА СЭВ во время очередного авиационного праздника. Пытаясь убедить человека, что самолет не тот, я был послан далеко и надолго... Позже я слышал данную историю от многих других посетителей музея. К счастью, эта легенда не имела особого широкого хождения, и не вышла за пределы города Ульяновск.
В качестве заключения скажу, что самолет Ту-124Ш СССР-45017 является одним из самым частым посещаемым самолетом в экспозиции музея. Самолет практически всегда открыт для посещения в хорошую погоду. Рекомендую к посещению...
(с) Юрий Дорошенко