Найти тему
Классическая ГИТАРА

Действительно ли медиатором потенциально можно сыграть быстрее, чем пальцами?

Если говорить в целом, то медиаторщики фактически намного быстрее, чем пальцевые гитаристы... По крайней мере, что касается «чистой» скорости одноголосных пассажей или мелодических линий.

Это потому, что медиатор движется гораздо экономнее, особенно на электрогитаре, где большую часть работы выполняет усилитель. И потому, что он в основном приводится в движение с помощью больших мышц предплечья. Кроме того, движение медиатора вперёд и назад практически более эффективно, чем движение в одном направлении большинства пальцев.

Если вы посмотрите на самых быстрых «шредеров», все они будут играть на электрогитарах медиаторами. Вопрос в том, могут ли самые быстрые пальцевые гитаристы играть так же быстро, как самые быстрые медиаторщики?

Мой (осторожный) ответ на этот вопрос — нет. За некоторыми незначительными исключениями, о которых ниже. Многие пробовали... Но я ещё не видел, чтобы это было сделано.

Я скажу так, что с огромным количеством тренировки и действительно хорошей техникой, самые быстрые пальцевые гитаристы могут играть шестнадцатыми со скоростью 180 ударов метронома в минуту или чуть-чуть быстрее.

Может быть, они играют не так быстро, как самые быстрые медиаторщики, но они всё равно играют быстрее, чем 99% всех гитаристов, и достаточно быстро, как того может потребовать любой разумный музыкальный материал. Покойный Пако де Люсия не отставал на гитаре фламенко в скорости от Эла Ди Меолы и Джона Маклафлина, каждый из которых играл невероятно быстро медиатором.

Итак, как это сделать? Использование трёх пальцев правой руки на каждой (одной) струне — это самый быстрый из известных приёмов игры одноголосных пассажей.

Классический гитарист Мэтт Палмер — один из самых ярых сторонников использования этой техники. Как «реформированный» металлический шредер, он усовершенствовал эту технику. Он защитил по ней свою докторскую работу и опубликовал книгу о том, как это сделать, которая находится в продаже.

Не слишком «громыхая» (в книге описано очень много технических деталей), вы тренируете в основном тремоло-подобные паттерны a-m-i в правой руке и выстраиваете аппликатуру левой руки так, чтобы получить три ноты на струне, как поступают и большинство металлических гитаристов-шредеров.

Это механически эффективно и может доставить вам шредерскую скорость. С хорошей артикуляцией, если вы будете работать над этим достаточно долго и усердно.

Современный гений фламенко (а также «доктор» по игре на гитаре) Гриша Горячев выкладывает видео, объясняющие, как он реализует свою технику, включая некоторые содержательные упражнения.

Интересным «исключением» из правил является приём расгеадо фламенко. Компетентный игрок фламенко может легко выполнить четыре «цикла» расгеадо в секунду, каждый из которых играется четырьмя пальцами на пяти отдельных струнах.

Сложите это, и получатся невероятные 80 нот в секунду. Эффект настолько быстр, что ухо уже не сможет воспринять каждую отдельную ноту... Это звучит как барабанная дробь. Но это «не считается», потому что, хотя количество нот безумно велико, это одни и те же ноты, повторяемые снова и снова. Это не музыкальная «линия» или пассаж.

Кроме того, обычное классическое гитарное тремоло достигает «шредерского» уровня скорости — техника трёх пальцев реально работает. Цикл тремоло фламенко p-a-i-m-i можно легко повторить 3 раза в секунду для извлечения 15 отдельных нот за эту секунду. Это так быстро, что создается иллюзия непрерывной мелодической линии, в чём и состоит суть приёма. Но, опять же, здесь одна и та же нота звучит несколько раз подряд. Таким образом, это не совсем «та же» скорость, что у шредеров с их гаммами на 240 ударов метронома в минуту...

По материалам публикации (англ.).