Найти тему
Библио-лаборатория

Джеймс Кервуд - певец севера

«Белый Клык» Джека Лондона, «Рассказы о животных» Эрнеста Сетон-Томпсона и Бориса Житкова, книги Джеральда Даррелла — для многих из нас эти названия и эти имена знакомы еще с детства. Я помню, как зачитывался этими книгами, каким открытием для меня было литературное повествование от лица животных, как я сопереживал и радовался за четвероногих героев, да, откровенно говоря, и сейчас не прочь что-нибудь с удовольствием перечитать.

Однако мне кажется, что слава Лондона и Сетон-Томпсона незаслуженно отодвигает в тень еще одного замечательного писателя — Джеймса Кервуда, а именно — две его великолепных книги: «Казан» и «Гризли».

«Казан» на первый взгляд очень близок к «Белому Клыку» - история жизни Казана, помеси волка и собаки, но сходство весьма поверхностное. Честно говоря, на мой взгляд, «Казан» превосходит куда более знаменитое произведение Лондона буквально во всем. Конечно, я не рискну утверждать, что «Белый Клык» был для Лондона рядовым, так сказать, «проходным» произведением, но абсолютно все аспекты — характеры героев (и людей, и животных), описания природы, сам сюжет, наконец — выписаны Кервудом намного тщательнее и правдоподобнее. В одной рецензии на творчество Кервуда я как-то прочитал очень характерную фразу. За точность цитаты не ручаюсь, но общий смысл сводился к тому, что у Кервуда самый главный герой (это относится в равной степени и к «Казану» и к «Гризли») - это не отдельные персонажи, будь то люди или животные, а сама Природа — с такой любовью и тщательностью описывает он буквально каждую травинку и дерево.

«Гризли» несколько более известен, чем «Казан» - исключительно благодаря блестящей экранизации «Медведь», снятой режиссером Жан-Жаком Анно в 1988 году. Конечно, это не первый случай, когда экранизация дает вторую жизнь полузабытому литературному произведению, и даже становится куда популярнее первоисточника, но «Гризли» надо обязательно прочитать даже тем, кто смотрел фильм. Мне кажется, при всех несомненных достоинствах экранизации, авторам не удалось до конца передать самое главное — непреодолимую, почти эпическую мощь подлинного хозяина канадской тайги — гризли. Сцена, когда один из охотников лицом к лицу встречается с вставшим на задние лапы медведем, настолько эмоциональна и захватывающа, что у меня, даже при перечитывании, буквально мурашки по спине пробегали.

-2

Стиль Кервуда не похож на мягкий юмор Даррелла, прямолинейность Лондона или сентиментальность Сетон-Томпсона. Проза Кервуда сочетает в себе сложность и гармонию дикой природы с пониманием того, что человек, невзирая все свои достижения, по-прежнему остается ее частью, пусть даже очень буйной и непокорной. Одно можно сказать точно: равнодушным творчество Кервуда не оставит никого, кто готов вспомнить о том, что люди — далеко не полновластные хозяева планеты, а лишь одни из ее многочисленных обитателей.

P.S. Когда уже заканчивал статью, случайно узнал, что "Казан" недавно также был экранизирован: в 2017 году вышел фильм "Глаз волка". Поскольку я его не видел, ничего о нем сказать не могу. Надеюсь, кинематографисты не подкачали и тут.