Борьба с тяжёлыми речевыми нарушениями "интересна" своей матрёшечностью - вскрываешь одну проблему, а в ней ещё одна, и ещё... Например, если удалось вытащить речь из ребёнка с алалией, за ней может вылезти диспраксия, дизартрия. Когда преодолеешь их и вроде всё наладилось, вылазит ещё что-нибудь типа дисграфии, дислексии, дискалькулии и снова логопеды/занятия/коррекция (а-а-а!).
Нам рановато говорить о том, что всё закончилось - в школу мой сын пойдет только через год. Но по крайней мере пока я не наблюдаю у него каких-то явных признаков, что с письмом и пониманием прочитанного будет что-то не так: он хорошо распознает звуки на слух, правильно читает и пишет печатными буквами под диктовку. Из проблем - иногда зеркалит букву "И" (но всё реже). Наши логопеды на этот счёт говорят, что для шестилетки после сенсомоторной алалии это более-менее простительно.
Отсутствие крупных проблем с основами письма и чтения я не в последнюю связываю с тем, что ДО процесса обучения этим самым основам сначала я, а потом и наши логопеды, работали над плотным изучением каждого звука и формированием его устойчивого образа у Лёвы как зрительно, так и на слух. Оказывается перед обучением чтению и письму это крайне важно. Собственно, поэтому можно услышать, что специально учить читать и писать в раннем возрасте может быть вредной затеей.
По личному опыту скажу, что, по-видимому, раннее обучение чтению уместно только если видно, что ребенку интересно, он не имеет неврологических проблем и индивидуально готов к этому. Я сама научилась читать очень рано - мне и трёх не было. Мои родители никакими суперметодиками не баловались, да и в общем-то не были с ними знакомы. Просто я сама проявляла интерес - спрашивала буквы и училась соединять их в слоги и слова. В последующем я не имела никаких проблем с речью, чтением и письмом, а книги всегда были (и есть) моими лучшими друзьями.
Если же ребенок в раннем возрасте особого интереса не проявляет, насиловать не стоит. Чтение это конечно хорошо, но когда оно правильное, грамотное и осмысленное. Поспешность и неуёмная настойчивость при неготовности ребёнка может привести к тому, что он будет путать звуки и не читать, а просто бубнить буквы, не понимая написанного. Особенно сильно это касается детей с речевыми нарушениями. Так что, всему своё время. Не зря же говорят, что у детей дошкольного возраста главенствующим занятием в жизни должна быть игра.
Тем не менее, плавно подготавливать детей к освоению грамоты и чтения можно. Я уже рассказывала здесь, что помогло Леве плотно запомнить буквы и, на мой взгляд, бонусом улучшить понимание обращённой речи. А в этом материале я хочу рассказать о занятиях, которые дают нам наши логопеды.
Они начали появляться у нас как раз для профилактики путаницы на письме и подготовки к чтению. Возраст для этих заданий 5-6 лет - считается, что это лучший (сенситивный) период для эффективного знакомства с символами и буквами. Но многие из них вполне можно использовать и с младшими школьниками, если они имеют проблемы с чтением и письмом.
- Поиск правильно написанных букв среди неправильных вариантов
Ребенок должен обвести или подчеркнуть только правильные варианты.
Есть ещё такой вариант:
- Сюжетные картинки - надо назвать слова, в составе которых есть определённая буква:
- Раскрашивание букв
Кстати, здесь ещё и учится твёрдость/мягкость и гласность/согласность звука.
Гласные раскрашиваются в красный, согласные в синий (твердые) и в зелёный (мягкие). Может быть сочетанное раскрашивание как указатель, что буква может быть как мягкой, так и твёрдой:
- Логопедические раскраски
Раскрашиваются только те предметы, которые содержат нужную букву:
- Найти спрятанные буквы
Лично мне нравятся такие вот детские раскраски, но есть и вариант посложнее (листните карусель):
- Игры с мячом
Это отличный формат "занятий без занятий". Бросая мяч друг другу, можно по очереди называть слова с искомой буквой в составе. Например, вы условились говорить только слова с буквой "Ш". Вы кидаете мяч ребёнку со словом "коШка", он вам обратно со словом "Шоколад" и так далее.
Потом игру можно усложнить, работая на улучшение распознавания звуков. Например, надо говорить только слова начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву. Из-за сложности этих вариантов игра вряд ли будет долгой, но зато хорошо пошевелит мозги.
Похожей вариацией здесь является многим знакомая игра в слова, когда игроки по очереди произносят слова с той буквы, на которую закончилось слово соперника (например, арбуЗ - ЗаеЦ - ЦаплЯ - Яйцо и т.д.). Мы, кстати, периодически играем в такие игры, пока сидим очереди или идём куда-нибудь - нескучно и полезно.
- Дописать букву до конца
Ну здесь все понятно:
- Вернуть пропавшую букву на место
Есть набор слов, где пропущена изучаемая буква. Ребенку надо прочитать слова, обнаружить "пропажу" и восстановить целостность слова.
Бывают и вариации, как ниже - такие задания направлены на улучшение различения ребёнком схожих по звучанию звуков:
- Конструирование букв из счётных палочек - думаю, тут всё понятно и образцов не нужно. Добавлю, что задание позволяет закрепить образ буквы в памяти и немного потренировать пространственное мышление;
- Рисование букв вслепую - задание довольно веселое, но в следствие того, что ребенок ничего не видит и значительно хуже контролирует руки, не ждите большой аккуратности и красоты.
Встречаются также методики с задействованием другого анализатора - кожи. Эти занятия требуют наличия некоторого знакомства с буквами, но, тем не менее, могут помочь в создании дополнительных ассоциаций для лучшего запоминания:
Рисование буквы кисточкой на голой спине - надо "рисовать" на средней скорости, а ребенок должен ответить какую букву он почувствовал;
Мешочек с сюрпризом - требуется сложить пластиковые буквы (а ещё их можно вырезать из наждачной бумаги) в мешок. Ребёнок, засунув руку внутрь, берёт букву вслепую и прежде чем достать её из мешка, называет что, как ему кажется, он взял.
Кстати, для неговорящих детей это задание тоже можно использовать - они охотно слушают, как взрослый озвучивает букву, извлечённую ими из мешочка.
Пластилиновые заплатки - от ребёнка требуется вставить заплатки на место кружочков.
Кроме того, отмечу, что для профилактики путаницы на письме бонусом стоит работать с пространственным мышлением при помощи прописей и рисования по клеточкам - подобные занятия помогают не только лучше ориентироваться в тетради, но и близко знакомят ребёнка с элементами букв на письме.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Дни недели (для детей 4-6 лет) - на что опираться в объяснениях и как показать их наглядно
Развитие пространственного мышления у детей от 0 до 7 лет
Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)