Все тело 21-летнего золотодобытчика Кита Гушуре (Keith Gushure), которого товарищи только что вытащили из ямы, покрыто грязью, в руках он держит кайло и молоток. Последние 18 часов Гушуре провел под землей, скалывая, вынимая и выцарапывая золотоносную породу. Вся эта пустынная, жаркая и плоская местность в районе Умгуза (Зимбабве), в 372 км на юго-запад от столицы Хараре, покрыта такими вот дырами в земле.
Несмотря на палящий зной Гушуре улыбается: из этой черной шахты он вытащил достаточно драгоценного металла, чтобы оправдать четырехмесячное отсутствие дома, рядом с женой и ребенком. «Я должен кормить свою семью», – говорит он.
Для Гушуре и подобных ему людей, которых в добыче принято называть «кустарями», будто они какие-то английский ювелиры, наступают тяжелые времена, ведь законно продавать золото в соответствии с новыми правилами Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (англ. London Bullion Market Association, LBMA) они больше не могут. Теперь драгоценный металл подобного происхождения будет классифицироваться как «кровавый» – добытый в обход требований по охране труда и окружающей среды и, возможно, не без нарушения закона – детского труда, рабства, торговли оружием. Таковы требования международных инвестиционных учреждений – соблюдать стандарты ответственной добычи.
Статья из серии #где искать золото
«Хотя здешние добытчики и хотели бы соблюдать требования, у многих это просто не получится», – говорит Досман Мангиси (Dosman Mangisi), представитель Федерации добытчиков Зимбабве (англ. Zimbabwe Miners Federation). – Это благородная идея, но для нас она может дорого обойтись».
Программа ответственной золотодобычи лондонской ассоциации (LBMA) обязательна для всех сертифицированных этой организацией аффинажных предприятий. Они должны принимать только легальное золото, добытое по определенным стандартам с учетом сохранения окружающей среды. Первые успехи в деле реализации программы были достигнуты не так давно в Демократической Республике Конго. Одному из аффинажных предприятий, входящих в список Good Delivery (высокое качество поставки) LBMA, удалось отследить кустарное золото и установить легальность его происхождения.
Правила LBMA будут в равной степени обязательными и одинаковыми для крупных аффинажных предприятий и мелких фирмочек, а огромное количество людей, занимающихся кустарной золотодобычей и ежегодно добывающих около 20% драгоценного металла в мире, будут вычеркнуты из этого уравнения.
«Добытчикам не хватает навыков для соблюдения техники безопасности при бурении, взрывных работах, дроблении, охране окружающей среды и труда. К сожалению, официальных данных по смертельным случаям среди них нет. Но это необходимо делать», – говорит Д. Мангиси.
«Новые правила созданы таким образом, чтобы поддерживать аффинажные предприятия в более тесном сотрудничестве с добытчиками, обеспечивать то, что они работают ответственно», – отмечает в электронном письме генеральный директор LBMA Рут Кроуэлл (Ruth Crowell). Главнейшая цель деятельности ассоциации – «обеспечивать и поддерживать постепенное улучшение стандартов, а не внедрение требований, которым могут соответствовать только крупные горнодобывающие компании».
Кита Гушуре говорит, что никаких защитных приспособлений у него нет, нет даже подходящих ботинок. Шахта, в которой он работает, не вентилируется, кроме закрепленного на лбу фонарика света там нет. Когда добытчик заканчивают с одной выработкой, они тут же копают следующую. Старая шахта при этом никак не запечатывается, представляя угрозу любому недостаточно внимательному человеку.
Я должен выживать!!!
«Я должен выживать. Я стал отцом, поэтому должен обеспечить еду на столе», – рассказывает Гушуре.
Непромышленники добывают более половины золота в Зимбабве, и правительство старается закрывать глаза на нарушения в такой важной для экономики страны области, указывает Джи-А ван дер Линде (Jee-A van der Linde), экономист из кейптаунской фирмы NKC African Economics (ЮАР).
По закону Зимбабве золотодобытчики в Зимбабве должны сбывать драгоценный металл учреждению Fidelity Printers and Refiners, которое является одним из подразделений центрального банка. Однако «учитывая нехватку рабочих мест и невозможность в Зимбабве сбывать драгоценный металл через официальные каналы, все, вероятно, закончится тем, что кустари станут продавать золото на черный рынок». В Fidelity Printers and Refiners комментировать ситуацию отказались.
Огромную опасность здоровью и окружающей среде при кустарной добыче несет ртуть. В засушливом районе на юго-западе Зимбабве, где работает Гушуре, золото сдают на предприятие, не использующее ртуть. Некоторым добытчиками приходит проделывать до него большой путь.
Руду там сначала дробят до получения мелких частиц, а затем загружают в устройство гравитационного обогащения. Извлеченное золото взвешивается на миниатюрных, меньше ладони, весах. Деньги за него добытчик получает сразу же.
Д.ван дер Линде утверждает, что у золотодобытчиков-кустарей, вроде тех, что работают в Зимбабве и обеспокоены в первую очередь выживанием, может получиться сделать свой труд безопаснее для себя и окружающей среды.
По его мнению, - "государственная поддержка, внедрение более эффективных методов добычи, увеличение информированности о состоянии окружающей среды «повысят желание и способности добытчиков следовать стандартам».
С сайта zolotodb.ru Перевод с английского
#где искать золото
Где и как добывать золото. Учимся искать драгоценный желтый металл
Ведущий вебинара Рудольф Кавчик, автор книги "Где искать золото. Практическое руководство по поиску и добыче золота". Читать и купить книгу