Найти тему
Историческое оружиеведение

Как кирасир перед царем на корове гарцевал

Случай этот можно было бы отнести к разряду армейских анекдотов, если бы не то внимание, которое уделили ему два вполне серьезных военных издания. Первый раз он был описан в журнале "Вестник русской конницы" за 1910 год (номер уточнить не удалось), а во второй - в военно-историческом журнале "Военная быль", издававшемся русской белой эмиграцией в Париже с 1952 по 1974 годы (№ 47. Март, 1961).

Титульный лист номера журнала "Военная быль", в котором был напечатан рассказ.
Титульный лист номера журнала "Военная быль", в котором был напечатан рассказ.

В самом начале 1830-х годов Лейб-Гвардии Подольский кирасирский полк начал готовиться к Высочайшему смотру, который проводил лично император Николай I. Смотр включал в себя, естественно, и проверку умения кавалеристов выполнять положенные уставом упражнения в строю и по одиночке, демонстрируя выездку полковых лошадей. И тут выяснилось, что у молодого корнета Пуговичникова нет лошади.

Командир полка вызвал к себе корнета и заявил, что лошади ему не даст. И состоялся следующий разговор:

- Господин полковник, я не имею средств купить себе лошадь. На чём же я выеду в строй?
- На корове, понятно?
- Понимаю, господин полковник.

И оба сдержали слово, так что, когда Николай I подъезжал верхом к строю полка,

Его обогнал корнет Пуговичников, сидя на корове с полной парадной седловкой с вальтрапом. Крупной рысью он доскакал до своего взвода и стал в строй.

Естественно, такое явление не могло остаться без последствий, и император подъехал к кавалеристу сидящему на такой неожиданной "лошади":

"Корнет Пуговичников, на гауптвахту галопом марш".
Пуговичников выехал из строя, на аллюре переменил корове ногу, взял барьер через низкий плетень и скрылся за постройками.
Кирасиры Лейб-Гвардии Подольского кирасирского полка в 1820 году.
Кирасиры Лейб-Гвардии Подольского кирасирского полка в 1820 году.

После того, как смотр был успешно завершен, по традиции офицеры полка завтракали с царем, и тот потребовал разъяснений от командира полка.

- А где Пуговичников?
- На гауптвахте, Ваше Императорское Величество.
- Что ему пришло в голову?
Командир полка чистосердечно признался, что отчасти он сам виноват, но никогда не думал, что выездка коровы вообще возможна, да ещё в такой короткий срок.
- Я тоже не знал, - ответил Царь, - с такими офицерами не пропадёшь.

По приказу Николая I корнет был вызван с гауптвахты на завтрак, после которого император соизволил объявить свою волю:

- Возьмёшь любую лошадь из моей конюшни, поедешь в Париж, там с тебя сделают статуэтку. Статуэтка мне, а отливы Министр Двора разошлёт по полкам, чтобы мои кавалеристы видели, как надо сидеть верхом.

Говорят, что одна из этих статуэток хранилась в Белом Дворце в Лазенковском парке в Варшаве. Возможно и сегодня пылится где-нибудь в запасниках.

Красный кавалерист на яке. 1930-е годы.
Красный кавалерист на яке. 1930-е годы.

Был ли такой случай, или это анекдот, сказать трудно, но фотография красного кавалериста на оседланном яке, сделанная совершенно по другому поводу и в другое время, говорит о том, что корова под седлом могла быть реальностью. Да и подобных случаев из армейской жизни, которые "на гражданке" считаются анекдотами, служившие в Советской армии могут припомнить не по одному. Ведь не случайно говорят, "кто в армии служил, тот в цирке не смеется".

Как пьяный казак из пушки стрелял, можно прочитать здесь.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!