Найти в Дзене
Марина Дербина

Маленькая Вселенная. Екатерина Кожина. Стимпанк.

Знаете ли вы о таком необычном направлении – стимпанк? В Ярославле живёт и творит в этом стиле дизайнер украшений Екатерина Кожина. Она поделилась со мной историей творческого пути и рассказала об особенностях стиля создаваемых украшений.

С чего начался твой творческий путь?

Сколько себя помню, я с самого детства что-то мастерила. Плела фенечки, вышивала, выжигала по ткани, даже макраме крутила. Творчество было неотъемлемой частью меня. Когда в мои руки попадал новый материал, из него всегда выходило что-то необычное. С годами этот навык не ушёл, а только больше укоренился.

Интерес к рукоделию у меня от бабушки. Она была рукодельницей: шила, вязала, вышивала ещё в советские времена и это очень ценилось, потому что купить ничего было нельзя. Бабушка сначала жила в Рыбинске, потом переехала в Нижний Новгород. Она шила для меня одежду и присылала в Ярославль почтой. Она наградила своих двух внуков любовью к творчеству. У неё были золотые руки. Бабушка с детства учила меня рисовать, но с рисованием не сложилось, мне было ближе рукоделие. Начинала вышивать первые салфеточки гладью. Сохранилась моя первая вышивка крестом, которую я делала в 6 или 7 лет. Это была схема вышивки бисером, а я её сделала нитками, вышивала несколько месяцев. Сейчас она стоит в рамке как память. А вторая внучка стала художником. Она живет в Канаде и имеет мировую известность.

Первая вышивка Екатерины
Первая вышивка Екатерины

Как ты приняла решение заниматься украшениями на постоянной основе и что этому способствовало?

Меня заинтересовал сам процесс. Я люблю делать, грубо говоря, в стол, так как изделие может спокойно храниться, если это делать правильно. Придумывала какую-то идею, например, сочетание камней с другими элементами. Необычную фурнитуру где-то искать. Позже я стала выкладывать фотографии в группу, потом сделала страницу, куда стала добавлять друзей, позже друзья друзей начали добавляться. Появились первые заказы не от близких людей. Некоторые были очень интересные. В один момент я вдохновилась работами других мастеров и стала пробовать изготавливать бижутерию из камней и металлических деталей. И меня затянуло. Я пробовала разные техники и так пришла к стимпанку. У меня стиль стал больше стимпанк-романтик. Таким стилем ещё занимается одна мастерица из Санкт-Петербурга. Она создала свою линейку работ в стиле стимпанк-романтик. Я на неё подписана, вдохновляюсь её работами, смотрела очень много. Вообще, люблю смотреть работы других людей.

Я пыталась сделать свой авторский знак. У меня были буквы Ф, Е и В как-то совмещенно и это была моя фишка. Я добавляла её всегда. Пусть это сейчас смотрится нелепо, но тогда я старалась как-то выделиться. Старалась с разных ракурсов сфотографировать и показать изделия.

-3

Какие были твои первые изделия?

Моя близкая подруга попросила сделать браслет ей на выпускной в техникум. Она мне сказала: «Ты же рукодельница, сделай мне что-нибудь, какой-нибудь браслет». Так как я по натуре очень ответственный человек, то подошла к просьбе серьезно. Я искала по всему городу нужный цвет камней, и да, если ты ищешь, то найдешь. Проездила по магазинам практически весь день, так как интернета тогда не было. Первую работу, как помню, делала порядка 5 часов, переколола все пальцы, натерла мозоли, так как техникой не владела. Да и инструменты были а-ля «всё, что нашла у папы в подсобке». Но я смогла, и она до сих пор его носит – 9 лет уже прошло! Браслет увидела, когда в гостях была и она его надела. Спрашиваю: «До сих пор он у тебя живет?» Она говорит: «Да, до сих пор живет». При чем в отличном состоянии! Мне было очень приятно.

После подруги стали обращаться с просьбами сделать что-то для них. Материалы были самые простые, которые могла найти. Даже бабушкины бусы шли в дело.

Было так, что кто-то через кого-то заказывал, цены были минимальными. Появились постоянные клиенты. Мне было очень приятно, что моё творчество ценят. А тогда, когда ты видишь, что тебя ценят, видишь какой-то отклик, ты хочешь развиваться дальше.

Самый мой необычный заказ был от девушки на выпускной в университете. У неё было абсолютно классическое платье зеленого цвета. Она захотела колье и браслет хардкорного типа: с пистолетами, ножами, ножницами и наручниками. Это было несколько совмещенных цепей, камней зеленого цвета, под оттенок её платья. И, соответственно, много подвесок с указанными предметами. Мне понравилась идея. Смотрелось по итогу классно. Самое интересное, что потом её подруга, увидев её на выпускном, сказала, что хочет такое же, только в другом цвете. Я делала такое же изделие, только абсолютно в другом цвете. Мне было приятно.

Первое изделие Екатерины
Первое изделие Екатерины

Какие трудности возникли в начале твоего дела?

Первое, что меня останавливало, это: «Где найти материалы?!» Я обошла весь наш город, а что-то подходящее так и не нашла. Было настоящим чудом в то время найти натуральный камень. Да, я расстроилась, думала заброшу все это. Но проявился первый постоянный интернет у нас дома и я смогла начать свой поиск на просторах интернета чего-нибудь необычного. Были и подставы, когда приходило не то, что я представляла. Как говорится, на ошибках учатся. Это меня закалило и помогло в дальнейшем.

Когда не было интернета я знала все магазины и оптовые базы в Ярославле, а так же места, где приносят что-то интересное. Я там была постоянным клиентом, практически каждую неделю к ним ездила. А если они говорили какого числа у них поставка, приезжала к этой поставке и смотрела. Выбирала все новинки, потому что у них были небольшие поставки: кто успел, тот разобрал. Поэтому я старалась всё скупать.

Также было сложно с техникой изготовления изделий. Я до сих пор учусь интересным техникам и ещё хочу научиться. Не умеючи, резала пальцы и втыкала в них иголки, наминала себе мозоли, ломались ногти, потому что не было техники. Сейчас она уже отточена до мастерства и я делаю украшения достаточно быстро, потому что руки уже сами знают. Тогда это было очень сложно. Всё усложнялось отсутствием книг и интернета. Ты пробуешь: так получается, так не получилось, так плохо, переделаем так, переделаем вот так. Кучу материала на это тратишь, как-то стараешься научиться своим каким-то методикам, своё что-то придумать, чтобы это было интересно. Надо было придумать, как прийти к определенной технике. В этом плане я даже горжусь собой, что не опускала руки, если не складывалось. Методом проб и ошибок долго вырабатываешь какие-то свои фишки, свои техники.

Так же возникали сложности с инструментами для работы. Первые круглогубцы я случайно нашла и купила в магазине «Лента», так как не знала, где их можно купить, и искала везде. В 2012 году мне уже удалось купить все необходимые для работы инструменты.

-6

Как ты выбрала свой стиль?

Душой... Я пробовала самые разные стили и техники, тратила десятки тысяч рублей на материалы в пустую, которые потом раздавала. Но я не сдавалась и моё меня нашло.

Так же я вдохновилась работой мастера. Она была первая в Ярославле, кто занимался у нас стимпанком, знаю её лично. Мне безумно нравились её работы. Она использовала дорогие материалы, фурнитуру США, использовала интересные, крутые идеи.

Почему ты называешь свой стиль стимпак-романтик? Что делает его именно романтическим?

Я адаптировала название стиля, чтобы такие украшения могли носить и девушки, а не только мужчины, как изначально повелось. Исторически стиль стимпанк был жёстким, брутальным, строгим, мало кто мог его носить в повседневности.

Добавила к механике разные детали из самых разных образов: тут и морская тематика и животные и растения, фрукты. Так же почти в каждой моей работе используются стразы Swarovski, которые добавляют эту нотку романтизма и женственности.

Что ты взяла от стимпанка? Что конкретно привлекает тебя в нём и чем откликается?

Из самого стиля я взяла механику, часовые механизмы от старых советских часов и будильников, детали, шестерёнки.

Меня всегда привлекала уникальность стиля, возможность самовыражения. Золото может носить каждый, этого полно в магазинах, а вот украшений в стиле стимпанк не найти. Это только авторские работы, порой, в одном экземпляре. А для меня это возможность реализовать свои идеи и задумки, в каждую работу я вкладываю душу.

Такие украшения всегда цепляют взгляд, так как они неповторимые из редких материалов, да часовые механизмы сейчас очень сложно достать. Те, кто носят такое, имеют возможность выделяться из серой толпы однообразия.

-10

В чём отражается стимпанк в твоих работах?

Именно мои работы отличаются разнообразием материалов, я сочетанию натуральную кожу, дерево, использую настоящие гильзы и патроны.

Среди моих работ есть серьги, кольца, браслеты и большое количество кулонов в этом стиле. Так же не так давно стала делать альбомы и целые инсталляции.

Что тебя вдохновляет?

Прежде всего природа, прогулки. У нас достаточно много старинных домов в городе. Какие-то детали на доме могут сподвигнуть тебя сделать какой-нибудь интересный элемент на своей работе. Также вдохновляют путешествия и новые впечатления. Творческие проекты и съёмки с Олей Долининой, потому что мы любим с ней сказки. А все сказки вдохновляют на создание к каждому образу нового украшения. Она это знает. Я сижу ночью и перед фотосъемкой делаю что-нибудь новое, интересное. Это стимул к творчеству. Её работами я вдохновлялась сразу, как только мы начали с ней работать.

Ещё меня вдохновляют фильмы про творческих людей, которые делают что-то своими руками. Это не обязательно должно быть украшение. Я люблю фильмы про еду, мне нравится, как готовят, делают всё красиво. Это всё уже заставляет появляться новым нейронным связям в голове и ты уже что-то представляешь, как ты хочешь делать.

Вдохновляют и работы других мастеров, причем не обязательно украшения. ⠀

Вдохновение украшениями в стиле стимпанк
Вдохновение украшениями в стиле стимпанк

Опиши, как происходит процесс изготовления украшений? В чем сложности?

Тут два пути. Бывает, что у меня возникнет идея, и так зацепит, что я начинаю искать под неё конкретный материал. А бывает наоборот: я покупаю случайно где-то крутой материал по скидке или групповой закупке. Но только он, как правило, после получения может от месяца до нескольких лет лежать и ждать своего звездного часа. Я всегда творю только при вдохновении: когда муза посещает, тогда и мастерю. Бывает, что её долго нет, а иногда как нахлынет, так могу всю ночь делать до утра на одном дыхании.

Как ты выбираешь материалы для украшений?

В начале своего пути я выбирала по принципу – хоть что-нибудь заказать, а то ничего нет. 7-8 лет назад я стала смотреть сайты в интернете, где можно купить подходящие материалы.

Сейчас я уделяю внимание качеству и тщательно выбираю материалы. Для меня это важно, поэтому я покупаю дорогой материал, рассчитываю бюджет. Я планировала, например, закупку фурнитуры США, потому что грезила ею 2 года. И заказала.

Я, как творческий человек и как большой хомяк, всё равно периодически закупаю немножко материала в запас небольшими партиями. Вот, например, я делаю совместную закупку. Заказываю из Южной Кореи, Европы, США и фабричный Китай очень интересный. Так же заказываю материал у частных мастеров России. Раньше я каждый месяц стабильно понемногу заказывала материал. Где-то примерно 500 рублей в месяц, но я тратила на материал. Приходило время зарплаты, Катя открывала интернет и смотрела что-то новенькое, что ещё можно заказать. Сейчас я уже так не делаю, потому что мне уже некуда складывать запасы. Я решила сейчас покопаться, поискать, ведь закуплено очень много, можно и клад найти у себя дома. И я нахожу! Оказывается, что-то у меня интересное было куплено ранее, и оно как раз пойдет в дело. Я решила сейчас сделать себе марафон изготовления украшений из того, что у меня есть.

Как ты хранишь материал?

Все свои запасы я распределяю в самые разные коробочки. В этом мне помогает «Фикс прайс», там можно найти разноуровневые ёмкости, куда удобно распределять весь материал, чтоб было удобно потом найти. "Удобно, да?" — это я сейчас улыбнулась, так как у меня столько кило фурнитуры и камней, что пора картотеку создавать. Я никогда ничего не могу найти. Обычно вытаскиваю ВСЁ разом и просто копаюсь, перебираю, а там уже на что глаз ляжет.

-17

Была ли на твоём пути помощь от других дизайнеров?

Да, одна моя знакомая – Анна, которая занималась изготовлением украшений в этом стиле, но отошла от него на 99%. В один прекрасныймомент она мне подарила весь материал, который у неё есть. Это порядка 30 килограмм. Она предложила мне будильники, их детали я как раз использую для украшений. Мне принесли коробку. Я открываю. И дальше как в кино. Сердце 220, холодный пот по телу, и ты просто видишь, сколько там материала. Мне его хватит на всю оставшуюся жизнь, наверное, и даже на следующую. Там было огромное количество именно будильников и деталей. И много всего. За что я ей безумно благодарна. Это меня ещё более сподвигло углубиться в этот стиль. Поняла, что это моё. Мне всегда хотелось сделать какие-то аксессуары для съемок. Так родилась наша шляпа, шляпа мечты.

Потом я начала делать уже целые инсталляции. У меня есть дракон-инсталляция. Моя кропотливая работа, месяца два, наверное, я её делала. Сначала искала мастера, который может сделать из дерева заготовку. Потом её обжигали и я её всю декорировала деталями. Стала делать блокноты, ежедневники. Альбом делала. Мне захотелось чего-то такое интересное сделать. Я поняла, что это мой стиль и у меня к нему лежит душа.

Инсталляция Екатерины
Инсталляция Екатерины
Инсталляция Екатерины
Инсталляция Екатерины

Участвуешь ли ты в выставках?

Очень люблю выставки. Это своеобразные творческие тусовки. Ездила в Вологду, Кострому, также участвовала в ярославских выставках. Сейчас в период карантина стала больше развивать онлайн платформы.

Первая выставка Екатерины
Первая выставка Екатерины

Расскажи, как ты решила выйти на мировую площадку?

Для меня всегда было важно развитие, но я не стараюсь быть лучше других, я «расту», чтобы быть лучше самой себя. Много лет мои работы покупали и носили только жители Ярославля. Затем я стала ездить в другие ближайшие города на выставки. А мне хотелось большего, других масштабов.

Я зарегистрировалась на Ярмарке Мастеров, там стали заказывать мои работы из более далёких мест России.

Я была счастлива, но в душе хотелось большего. Тогда я задумалась о мировых площадках. И долго мечтала. Во мне витало много страхов и сомнений. Так как везде правила и нюансы, которых я не знала, да и не было той уверенности, что мои работы достойны такого признания.

И только в этом году, когда прошла несколько марафонов по развитию себя, как мастера и развитию социальных сетей, я решила попробовать выйти из зоны комфорта ещё больше. Мне порекомендовали пару бесплатных вебинаров по Etsy, и после я зарегистрировалась там. Я верю, что в скором времени и там мои работы заметят и купят.

-21

Что ты почувствовала, когда продала свою первую работу?

Хотелось прыгать от счастья, ведь наконец-то мои работы ценят, принимают и носят.

Меня распирала гордость, потому что люди писали мне благодарности, рекомендовали меня и мне было очень приятно, прям неимоверно, в том, что мои работы ценят. Для меня важно, чтобы оценивали мои работы, как и любому мастеру. Я не говорю, что все оценили, потому что мнение у всех разное: кому-то нравится, кому-то нет. У меня были негативные отзывы на мои работы, да действительно, я с этим сталкивалась. Но в большинстве случаев это действительно именно объективные отзывы людей на мои работы. Я просто поняла, что не зря это делаю. Люди это ценят и носят. Значит это всё не зря, всё на благо.

-22

Как ты справлялась с негативом в свой адрес?

Раньше я бы очень глубоко ушла в себя, меня беспокоило мнение окружающих. Близко к сердцу воспринимала любую критику. Сейчас я вышла на такой уровень, что уже не замечаю подобный негатив или зависть других мастеров. А он имеется до сих пор. Я просто иду своей дорогой, развиваюсь, придумываю новые работы, стараюсь с каждым днём становится лучше себя, а не кого-то. Осознанно подходить к этому вопросу мне помогают медитации и книги по саморазвитию.

Как правильно хранить и ухаживать за украшениями? Что делать категорически нельзя?

Я давно разработала памятку с рекомендациями и прикладываю её к покупкам.

Из важных советов:

- Не рекомендуется подвергать украшения длительной механической нагрузке — не проверять на прочность, не бросать, не гнуть и т.д.⠀ - Избегать контакта изделия с водой, духами, кремами. Не хранить в ванной, не мыть руки в украшениях. Снимать перед сном и занятиями спортом. Так как любой материал, даже чистое серебро, не любит влажность и воду, оно темнеет.

- Рекомендуется хранить украшения отдельно друг от друга в коробочках, можно пакетике, только не закрывать его, чтоб украшение дышало. Кстати, для всех украшений в стиле стимпанк я дарю деревянную шкатулку для хранения.

- Можно протирать изделия сухой махровой тряпочкой, которая идёт в комплекте к украшению.

Где можно найти твои украшения в интернете?

Когда я только начала мастерить, появился вопрос о том, где выставлять свои изделия. Я создала группу @steampunk_ot_fev. А уже потом сделала отдельную страницу в ВК и Инстаграме. Сейчас в эпоху digital актуальны покупки в интернете, стараюсь развиваться в этом направлении.

Что ты хочешь посоветовать тем, кто ищет себя в творчестве?

Пробовать, быть готовым к неудачам и большим тратам денег. Но, когда вы найдете себя, то станете самым счастливым человеком.

Екатерину вы можете найти здесь:

ВК — https://vk.com/airbeautifullady

-25

Фотограф репортажа — Ольга Долинина (https://vk.com/olgadolininafairy)