Как произвести первое впечатление на мужчину, если ты – город.
Вот как думаете, что было первым, что видел замученный странник на покрытой пылью дорог лошади, приближающийся к лежащему на холмах могучему граду? Правильно, стена. Высокая и крепкая каменная стена, желательно на цоколе с уклоном, со стрелковыми башнями, рвом спереди, гласисом перед ним, со слепыми стрелками бойниц и амбразур, зубчатой галереей наверху, прерываемой машикулями. С такой стеной город и манил, и внушал уважение одновременно.
Ну а что видел наш странник, когда решился на въезд в этот город?
Ворота!
Не следует думать, что ворота – это всего лишь проем в стене с массивными створками. Также не стоит полагать, что они являются только частью укреплений цитадели без каких-либо излишеств. Ворота – это наиболее укрепленная часть первой линии обороны, но одновременно и визитная карточка замка или города, то есть, они должны производить впечатление. Быть неповторимыми и в то же время по мощи и красоте превосходить видимых соседей.
Ну примерно как корма корабля века так 17-18. Или, очень грубо, как украшенный фасад современного дома.
Кенигсберг, как центровой город в своем регионе, прекрасно осознавал все описанное. А потому ворота его представляли собою настоящие произведения искусства. Большинство из них дошли до наших дней.
В этом выпуске я не буду останавливаться на тех образцах, что не дожили до наших дней, поскольку уже ничто в городе не напоминает об их существовании. Скажу лишь, что было их немало. Вот, например, Штайндаммские ворота – стояли примерно на современной площади Победы.
Ограничимся тем, что есть, благо и этого немало, и пойдем по внутреннему фортовому кольцу города по часовой стрелке.
Погнали.
Фридландские ворота.
Эти ворота в свое время прикрывали (или открывали, как кому нравится) дорогу на Фридланд (современный г. Правдинск), откуда и название. Пусть вас не смущает, что современная дорога на Правдинск находится не совсем там. Дело в том, что и ворота изначально стояли в другом месте, и дорога шла не так, как сейчас.
Сооружение имело очень узнаваемый профиль из двух больших арок для транспорта, казематов по краям и пяти контрфорсов (это вот те башенки). Наверху – зубчатая галерея. Традиционно для «кенигсбергской неоготики» украшением ворот является орнамент (сетка), выполненный не окраской или штукатуркой, а за счет фигурной кладки другого цвета. Такое украшение здесь тоже встречается повсеместно. Две скульптуры – это великий комтур (комтур – это звание и должность одновременно, примерно как комендант крепости) Тевтонского ордена Фридрих фон Цоллерн на фасаде (теперь со стороны улицы) и великий магистр Зигфрид фон Фейхтванген (выговорили?) со стороны парка. Первый – это великий комтур крепости Бальга (первого поселения крестоносцев в этой области) в 15 веке, а второй – магистр Тевтонского ордена, считающийся основателем замка Мариенборг (ныне Мальборк). Какое отношение он имеет к городу – лично мне выяснить не удалось. Думаю, у немцев просто закончились наличные герои, а кого-то изваять было надо. Бедного Зигфрида даже поместили так, что чтобы его увидеть, надо специально идти в парк. Скульптуры, кстати, восстановили в 2000-х годах.
Как и все описываемые, ворота были возведены в середине 19 века, причем последними из всех. Уже полстолетия спустя город разросся далеко за их пределы, поэтому прусские военные продали ворота магистрату, который прекратил через них движение, а саму конструкцию оставили как украшение города. В принципе, все это справедливо для всех ворот.
Затем грянула война, в которой ворота уцелели (как раз потому, что никакого оборонительного значения не несли), а после нее стали армейским складом.
Уже в новое время (годах в 80х или начале 90х) здесь открыли музей из тех многочисленных находок, что попадались в окрестном парке им. 40-летия ВЛКСМ (вспомните, как это расшифровывается?).
Ну а сейчас здесь располагается знаменитый городской музей «Фридландские ворота» с несколькими экспозициями. Тут и виртуальная прогулка по Кенигсбергу (город-крепость, город-сад). И «эхо войны»: почувствуйте, каково это – пересидеть бомбежку в подземном убежище с мигающим светом, воем сирен, далеким ревом моторов и звуками разрывов сверху (кто не знает – Кенигсберг очень плотно бомбили англо-американцы, от чего он и пострадал больше, чем от штурма в сорок пятом). И экспозиция обычных предметов быта начала XX века. И «Цивилизация начинается с канализации» (да-да, история канализации и водоснабжения, между прочим, занятнейшая выставка, не недооценивайте!). В общем, здесь можно причаститься именно быту города до войны, увидеть простые и естественные в то время вещи без великих имен и громких свершений и почувствовать себя кенигсбержцем 1920х – 1940х годов.
Собственно вход в музей стоит всего 200 рублей с человека. Тематические выставки (то же «эхо войны» или виртуальная прогулка) – 50-100 рублей.
Бранденбургские ворота.
На данный момент это единственные ворота в городе, которые используются по прямому назначению. Через них ездят машины, а до недавнего времени еще и ходил трамвай.
Ворота в их нынешнем состоянии построены в середине 18 века, а до того на этом месте сто лет стоял их деревянный предок. Названы так по имени замка Бранденбург, дорога к которому через них и пролегала. Теперь это поселок Ушаково, а от замка остались законсервированные руины без перспектив восстановления. Ворота на самом деле одни из самых старых из всех, возможно, этим объясняется их необычная для архитектуры города легкость и даже воздушность конструкции. Две арки и казематы по фланкам – стандартная компоновка, но арки венчаются изящными стрельчатыми сводами с тремя контрфорсами между ними. Ничего лишнего и в то же время визуальное ощущение высоты и законченности «низкорослого», в общем-то, строения.
Также здесь наличествует очень интересный орнамент в виде цветков, которые как бы вышили крестиком, обрамляющий арки. Еще на них присутствуют два барельефа (вернее, горельефа, если кому важно). Изображают они фельдмаршала Леопольда фон Бойена, знаменитого прусского армейского реформатора (слева, если стоять лицом) и военного инженера генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера, одного из авторов собственно внутреннего пояса укреплений (справа).
Внутри ворот очень мало что есть. Недавно здесь открыли небольшой музей-магазин марципана. Дело в том, что марципан, помимо прочего – известный символ Кенигсберга, те из них, что производили здесь, славились на всю Германию. Вход туда бесплатный, но в целом это больше небольшой магазин или выставка, чем собственно музей.
Фридрихсбургские ворота.
Ну как, ворота... Фридрихсбург - это такая фирменная кенигсбергская «фишка»: укрепленные ворота с казематами и сторожевыми башнями, совмещенные с бастионом и цитаделью. Конструкция настолько хитрая, что в фортификации ей даже названия нет. А вот здесь такое встречается не единожды.
Раньше, в 17 веке это была целая полноценная крепость бастионного типа имени своего основателя, гроссер курфюрста Прусского Фридриха Вильгельма (ага, именно того, чьим именем назван 5й форт). В ней, в частности, останавливался в конце столетия Петр I, да не погостить, а изучить устройство и, так сказать, функционал. Несколькими годами позже, по возвращении Великого Посольства в Россию, на острове Котлин было построено несколько бастионных фортов аналогичного типа, в том числе Кроншлот, но это, конечно же, просто совпадение.
Крепость, в итоге, городу не понадобилась ни разу. В середине 19 века ее «повысили» до бастиона в составе внутреннего пояса, причем больше декоративного, чем боевого, а к началу XX века срыли все укрепления, кроме, собственно, главного бастиона и ворот. Внутри были вспомогательные помещения и традиционные для ворот казематы. Четыре башенки – характерная особенность строения – были больше украшением, чем реальной боевой силой, служа напоминанием о том, что когда-то здесь была квадратная крепость. На их зубчатых парапетах было элементарно не развернуться.
В войну здание пострадало и тихо себе разрушалось. В 60-х годах ему присвоили статус памятника, но разрушаться оно от этого почему-то не перестало. А вот в 2000-х его полностью отреставрировали отстроили недостающие элементы, в том числе одну из башен, заново. В обновленном виде ворота передали Музею Мирового океана и теперь здесь Ладейный двор и выставка «Корабельное воскресенье», о которой я писал ранее в статье «Музейный Калининград».
Железнодорожные ворота.
Это одни из двух ворот, чья судьба незавидна. Когда-то через них реально проходила железная дорога на Пиллау (ныне г. Балтийск), в одной из двух арок-пролетов. По бокам от арок – угадайте что? – казематы, а перед воротами караульные башенки. Железной дороги сейчас нет, вернее, она расположена совсем по-другому, а ворота являются входом в парк Победы и одновременно несут на себе проезжую часть дороги мимо мемориала 1200 воинам-гвардейцам. Внутри ничего.
Ворота более-менее отреставрированы, но расположены они так, что не каждый калининградец их найдет, а гиды нечасто акцентируют на них внимание.
Аусфальские ворота.
Это сооружение сейчас вообще воротами не считается и редкий абориген, стоя прямо на них, догадывается, где он, собственно, стоит. Да что там – мне доводилось вести мини-экскурсию по городу для московских гостей – так они, глядя в упор на арку, спрашивали: а ворота-то где?
Почему так? Изначально это не были парадные ворота, построены они были плюс-минус в середине 17 века и предназначались для вылазок за стены, отсюда и название. Затем лет двести спустя были перестроены, когда проектировался внутренний вал, и теперь предназначались для пропуска пешеходов. Это была скорее калитка черного хода, чем центральный вход, поэтому оформляли ее соответственно, то есть, никак. Не говоря уже о том, что ворота изначально не возвышались над валом, а врезались в него этакой шахтой.
В начале ХХ века, когда внутренний вал утратил значение и был передан военными городу, проход заложили и использовали как вспомогательное помещение. В войну здесь был пункт управления войсками (помогло именно то, что они находились ниже уровня земляного вала), а в советское время – бомбоубежище.
В новое время на ворота поставили часовню св. Георгия в память о жертвах войны, где она по сей день и действует.
Внутри ворот – советский еще коллектор сточных вод с протекающего здесь ручья, так что на остатки ворот можно только посмотреть со стороны.
В общем, уникальный ансамбль. На немецких остатках роскоши лежит грандиозный советский мемориал, сверху и немного со стороны на него взирает российская уже православная часовня, рядом действует школа милиции, а внутри всего этого – коллектор...
Росгартенские ворота.
Лично мои любимые. Находятся чуть ли не в самом центре города, огромные, шумные, прекрасно исполненные, грамотно отреставрированные – и соединенные с бастионом («Дона»).
По ансамблю похожи на Бранденбургские: те же арки-пролеты и стрельчатые своды. Центральный проезд здесь один, а на крыльях ворот – по три каземата, каждый обрамлен собственной аркой и крепостной стеной за ней, так что колоннада образует своего рода портик. Над главным проездом – сторожевые башни и галерея, украшают ее зубцы и медальоны-горельефы известнейших прусских военачальников: Шарнхорста и Гнейзенау. По фланкам законченность конструкции придают машикули.
Построены ворота поздно: в середине 19 века. Одноименный предок ворот стоял здесь же 200 лет до этого, поскольку ранний вальный пояс в этом месте совпал по месту со вторым поясом. Виной тому озера Верхнее и Нижнее, а вал пояса проходил между ними, больше негде. Вели они в Кранц (ныне курорт Зеленоградск через заливные конные луга, отсюда и название). За воротами (исторически как бы перед воротами) протекает ручей, который ранее назывался Крепостным и протекал вдоль Литовского вала до самой реки Прегель и одноименного бастиона. Сейчас ручей никак не называется, но у гидов используется старое название.
В отличие от предыдущего «коллеги», Росгартенские ворота предназначались только для экипажей, а не для пешеходов.
К началу ХХ века утратили значение как ворота (город разросся за пределы Второго вала), но сохранились, как украшение города и немного фортификационное сооружение.
Ворота пережили войну, на удивление не сильно пострадав. Их отреставрировали примерно в середине прошлого века, а потом – в двухтысячных. В Новое время города ворота ассоциируются с рестораном «Солнечный камень», который там находится едва ли не дольше, чем я живу на свете. В примыкающем бастионе «Дона» расположен музей Янтаря, о нем я рассказывал ранее.
Кстати, бывавший в городе барон «тот самый» Мюнхгаузен въезжал именно через эти ворота.
Королевские ворота.
Вот уж точно визитная карточка города, встречающаяся настолько часто в рекламе и полиграфии, что по восприятию напоминают любимую песню, попавшую в ротацию на радио. Очень нравится, но количество повторений делает это попсой.
Совсем не сооружение в этом виновато. Оно грандиозное. Во-первых, ворота – самые большие и красивые. Во-вторых, сделаны в виде мини-замка с огромными центральными и боковыми арками, развитым надвратным укреплением и четырьмя главными башнями. Башенки поменьше венчают фланки укрепления. Сама центральная часть выполнена в виде трех псевдо-арок, каждую из которых венчает ростовая статуя. Это – знакомьтесь: Оттокар II, герцог Альбрехт Бранденбургский, Фридрих I (слева направо, если стоять лицом)– «краеугольные» люди города. Первый – заложил сам город. Второй внес неоценимый вклад в его развитие, материальное и культурное, в частности основав университет, позднее в его честь названный Альбертиной. Третий – добился титула короля Пруссии и фактически возвысил Пруссию до «королевства», а не «герцогства».
Названы так, поскольку через ворота реально ездили короли. Королевская дорога, или Кенигштрассе, пролегала от замка через ворота вдоль современной ул. Гагарина на смотровое поле и казармы в районе более позднего аэродрома Девау (конец указанной улицы). Неудивительно, что ворота должны были быть «самыми-самыми»: играть в солдатики – любимое развлечение королей.
Даже когда ворота утратили статус в начале ХХ века, они использовались как парадная триумфальная арка.
Войну сооружение пережило относительно спокойно, мало пострадав, а вот после нее началось нещадное разрушение. Власти города отчаянно боролись за сохранность ворот, повесив на них табличку «памятник архитектуры, охраняется государством», но почему-то она делу не помогла.
Статуям оторвало головы, поэтому ансамбль еще в 90-е назывался в народе «три безголовых короля».
Полностью отреставрировали ворота лет 15 назад, придав им тот самый внешний вид.
Теперь здесь филиал Музея мирового океана «Великое Посольство», о котором я также писал. Билет стоит всего-то 150 рублей.
Закхаймские ворота.
Эти ворота стоят на Московском проспекте. Названы так по историческому району Закхайм, располагавшемуся примерно здесь же (ближе к центру и острову).
В отличие от стрельчатых Росгартенских, ажурных Бранденбургских, строгих Королевских или квадратных Фридрихсбургских, Закхаймские имеют приятные и в то же время мощные округлые формы и напоминают крепко сбитого мускулистого солдата без парадных аксессуаров. Две круглые башни и единственная огромная арка. Из украшений – традиционная зубчатая галерея и два медальона-горельефа. Они изображают Иоганна Йорка и Фридриха Бюлова, военачальников эпохи Наполеоновских войн (не стоит забывать, что строились почти все ворота в середине 19 века и борьба с Наполеоном была еще свежа в памяти).
Ворота на самом деле взяли на себя основную работу по пропуску в город всевозможных «понаехавших» и через них шел основной поток въезжающих. Поэтому, видимо, в их оформлении излишества минимальны. Однако, отмечу характерную для города орнаментальную кладку кирпича в качестве украшения.
Войну пережили также нормально, после нее служили складом.
В новое время внутри открылось арт-пространство «Ворота», служащее платформой для разного рода представлений и выставок.
Поедем посмотрим?
Другие статьи автора: https://zen.yandex.ru/id/5eb28f29d3478357e02f410f
Блог автора на Airinme: https://www.airinme.com/user/?name=raven357
Друзья, если статья была полезной или хотя бы интересной - палец вверх и подписка - моя лучшая награда.
До встречи!