Здравствуйте, уважаемые читатели! «Калейдоскоп истории и жизни» снова приветствует вас. Не забывайте ставить «лайки», репостить наши публикации и подписываться на канал, если заглянули к нам впервые.
Андрей Арсеньевич Тарковский — один из самых гениальных и знаменитейших режиссеров России. Создав всего семь фильмов, ему удалось каждый из них превратить в шедевр мирового киноискусства. А сам Тарковский был человеком с необычным мировоззрением и с далеко непростой судьбой.
Его вклад в российское киноискусство неоценим и материальным свидетельством этому являются престижные премии. Но раннее мировое признание режиссера не понравилось советскому руководству, из-за чего часть фильмов Тарковского долгое время не показывалась в СССР. Более того, из-за общего давления режиссер должен был в 1982 году покинуть Страну Советов и два своих последних фильма снимал уже за границей.
За рубежом ему, патриоту своей Родины, жилось непросто. И к душевным страданиям из-за разлуки с ней прибавились ещё и проблемы со здоровьем. Причём в их появлении в значительной степени был «виноват» один из знаменитейших фильмов Тарковского — снятый в 1979 году «Сталкер».
Снимали его в неблагоприятных условиях. В холоде, сырости, да к тому же ещё и в экологически неблагополучном месте. А сам «Сталкер» в итоге оказался роковым не только для режиссера, но и для многих других участников съёмочной группы. Казалось, что над ним нависло некое проклятие, омрачающее, а то и укорачивающее жизнь каждого, кто был причастен к его созданию.
Невезение в чистом виде
«Сталкер» с самого начала был невезучим фильмом. Для его съемок Тарковский получил дефицитную в те годы пленку «Кодак», но не смог её проявить. На «Мосфильме» не нашлось артезианской воды, которая была для этого нужна.
Пленка лежала на полке больше двух недель и в результате совершенно испортилась. Режиссер, заподозрив в этом несчастье происки врагов, обвинил конкурентов в подмене пленки и в том, что её намеренно проявили не в том режиме, который требовался. Так что во время просмотра бракованного материала разразился самый настоящий скандал.
Случались невезения и непосредственно на съемочной площадке, такие как неоднократные простои группы. А однажды в июне внезапно выпал снег, из-за чего померзли и опали все листья на деревьях.
Это уже не просто неприятность, которую можно было бы исправить. Безвозвратно была утеряна натура для съемок, из-за чего их даже хотели свернуть, но через две недели работу над фильмом всё же возобновили.
Было и ещё одно почти мистическое происшествие, когда подвыпивший администратор случайно наступил на макеты скелетов, подготовленные для съемок и испортил их. Переделывалось всё это крайне поспешно и в результате кадры вышли хуже, чем могли бы быть.
«Неэкологичные» съемки
Фильм снимался под Таллином на реке Ягала, запруженной наполовину разрушенными гидроэлектростанциями.
А вверху по течению ко всему прочему ещё и находился целлюлозно-бумажный комбинат, отходы производства которого периодически сбрасывались в реку. Так они и проплывали по воде в виде пены, которую, кстати, можно увидеть и в самом «Сталкере».
Членам съемочной группы приходилось дышать токсичными испарениями, из-за чего у многих началась аллергия, а позднее развились и более серьёзные проблемы со здоровьем.
Предвидение грядущих бед и паранормальные явления
Больше всего в «Сталкере» потрясает то, что в нём упоминается о значительно более серьёзной экологической катастрофе. Один из персонажей фильма рассказывает другому о ядерной бомбе в четвертом бункере. Возможно, это было всего лишь совпадением, но именно на Четвертом энергоблоке АЭС в Чернобыле десять лет спустя случилась авария, потрясшая весь мир.
Да и сам режиссер был человеком с необычным для эпохи СССР мировосприятием. Верил в Бога и нередко применял в своих произведениях библейские цитаты. Не стал исключением и «Сталкер», где «засветились» изречения из Откровения Иоанна Богослова.
Тарковский был уверен в том, что инопланетная жизнь и НЛО более чем реальны. И даже рассказывал, как однажды видел в своём имении летающую тарелку.
Благодаря тому, что режиссер интересовался всем необычным и загадочным, в съемочной группе «Сталкера» оказался и Эдуард Наумов, бывший в те годы популяризатором фильмов о загадочных явлениях, которые не могла объяснить официальная наука. В одном из них и была «подсмотрена» идея для финальных сцен «Сталкера», когда девочка силой мысли передвигала стоявшие на столе стаканы. То есть, в реальности, конечно же, посуду двигал при помощи верёвочек сам режиссер, но в кадре создавалось впечатление, что они перемещаются сами по себе, повинуясь мысленным приказам ребёнка.
Вместо заключения
Предчувствия Андрея Тарковского всегда рано или поздно исполнялись. В одном из эпизодов «Сталкера» появляется лист календаря, на котором видна цифра: 29. И ведь именно 29 декабря 1986 года великий режиссер ушел из жизни. Позднее на его надгробном камне была высечена надпись: «Человеку, который увидел ангела».
-------------
На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней. А пока - до новых интересных встреч на канале «Калейдоскоп истории и жизни»!