Станция метро «Маяковская – наверное, самая роскошная станция в Москве. Во всяком случае, когда я проезжаю по этой станции, то всегда останавливаюсь, чтобы в очередной раз рассмотреть элементы ее отделки. Не зря она была удостоена Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году за оформление. И вы, когда делаете пересадку на этой станции, не поленитесь, посмотрите лишний раз на эти запоминающиеся произведения сталинского ампира. Правда, чтобы их рассмотреть, надо приложить усилия, потому, что расположены эти мозаичные изображения глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Но, все равно, не поленитесь.
Так вот. Оформление интерьера было поручено известному художнику Александру Дейнеке, который создал 35 мозаичных панно, образовавших многосоставную композицию «Сутки страны Советов». 7 панно объединили «Утро», «День» – 8 панно», «Ночь» - 5 панно и снова «Утро» - 15. Одно из них впоследствии было утрачено.
Тема для них была взята самая актуальная для 30-х годов – прославление страны Советов и советского образа жизни. Помните строки из песни «Эх, хорошо в стране Советской жить?». На этих панно и было показано, как хороша жизнь в СССР. Многие панно отражают победы человека над силами природы. Такое под силу только советскому человеку. Когда смотришь на эти мозаики, то сразу понимаешь, что на них показана гордость за нашу страну, что, в общем-то, закономерно. Умели все-таки советские пропагандисты работать! Рекорды советской авиации и спорта представлены во всей красе.
На панно все атрибуты советской жизни 30–х годов – стратостаты, парашютисты, стройки индустриализации, герои спорта. Именно спортивная жизнь и авиация прославлялись в те годы более всего. Достаточно вспомнить героев-летчиков 30-х годов Леваневского, Ляпидевского, Чкалова. Их знала вся страна. Большинство панно взяты именно из цикла Дейнеки «Авиация».
Физические тренировки в 30-е годы рассматривались как священный долг советской молодежи, которая всегда должна быть готова к труду и обороне. Нормы ГТО сдавать в довоенное время считалось очень почетно. Была возрождена античная установка «В здоровом теле здоровый дух». Именно это и отражено на панно «Прыжок в высоту», на котором тело прыгуна с шестом застыло в высшей точке полета.
В 30-е годы советские скульпторы и художники вдохновлялись образами Древней Греции и Древнего Рима и были близки к классицизму. Это нашло отражение и в мозаичных панно на станции Маяковская. Например, в панно «Прыжок с трамплина» Дейнека соединяет физическую силу и идеальные пропорции тела спортсмена. А это именно античный взгляд на человеческое тело.
Ну и, конечно же,знаменитая советская «Девушка с веслом» скульптора Р. Иодко, которая изображена на панно «Физкультурница».Он явно заимствовал внешний вид своей красотки в древнегреческом искусстве. Такой же абстрактный взгляд и отсутствие индивидуальных черт и мимики на лице. Но именно она стала символом советской спортсменки. Хотя, на мой взгляд бодрые волейболисты, лыжники, прыгуны воду и другие спортсмены показаны в соцреалистической грубоватой манере.
А где же Маяковский, спросите вы? Ведь станция носит имя известного советского поэта. А бюст поэта на станции и не предполагался. С античностью Владимир Владимирович никак не вязался. Правда памятник ему все-таки установили после войны, а то было бы полное несоответствие форы и содержания.
А вы видели мозаичные панно на станции метро Маяковская?
Делитесь комментариями и подписывайтесь на канал. zen.yandex.ru/id/5f204a5c22373c0e2f5d49f2
Товарищ, а ты поставил лайк статье?