Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Самолет Як-18А на пенсии в Тульском аэроклубе

Списанная авиатехника не всегда попадала на пункты приема вторсырья. Иногда ее ставили на постаменты, а иногда ей давали еще послужить на земле в качестве учебных пособий. Очень часто на списанных самолетах наглядно показывали их конструкцию и устройство основных систем. Авиационные институты, специализированные технические училища имели учебные аэродромы с авиатехникой. В военных учебных заведений применялась аналогичная практика. Отслужив в небе, самолет приносил пользу на земле, готовя новые кадры технических специалистов.

В ДОСААФ, также использовали списанные самолеты в качестве наглядных пособий в учебных целях. Ведь как лучше всего обучить будущего летчика конструкции самолета? Правильно, показать её наглядно...

Самолет на пенсии:

В Тульском авиационно-спортивным клубе для этих целей приспособили списанный самолет Як-18А. Для участия в учебном процессе, его разместили в одном из классов аэроклуба. Консоли крыла из-за размеров, пришлось отстыковать. Самолет стал местом и памятных встреч. Именно рядом с этим самолетом происходила встреча спортсменов-летчиков аэроклуба с Героем Советского Союза Александром Николаевичем Синицыным.

Як-18А в здании Тульского АСК в 1975 году. Фотография © В. Тимофеева
Як-18А в здании Тульского АСК в 1975 году. Фотография © В. Тимофеева

Данная фотография В. Тимофеева была опубликована в журнале «Крылья Родины» №6 за 1975 год. Ниже процитирую комментарий «В родном клубе» редакции журнала к данной фотографии:

«Герой Советского Союза Александр Николаевич Синицын частый гость Тульского авиационно-спортивного клуба. Здесь он впервые познал радость полета. Отсюда пошел на войну. Сражался храбро, умело – сбил 5 самолетов противника, потопил 12 крупных вражеских кораблей

Внимательно слушают рассказ ветерана о боевых вылетах спортсмены-летчики (слева-направо): телеграфистка Надежда Полегаева, мастер завода Владимир Соболев, токарь Александр Сидоров, студент Владимир Беркович, электрик Александр Юрасов, студенты Александр Мусорин и Александр Апохин, слесарь-инструментальщик Валентин Мотовицкий».

Краткая биографическая справка:

Синицын Александр Николаевич – командир эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка 14-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, капитан.

Синицын Александр Николаевич
Синицын Александр Николаевич

Родился 22 декабря 1913 года в городе Туле в семье рабочего. По национальности Русский. Окончил 8 классов.

Работал слесарем на Тульском патронном заводе. В 1933 году окончил Тульскую школу пилотов Осоавиахима, в 1937 году – Центральную лётно-инструкторскую школу Осоавиахима (Москва). Работал в Брянском аэроклубе. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

В Военно-Морском Флоте с июля 1941 года. Служил лётчиком-инструктором в 8-й военной школе пилотов имени П. Осипенко, с сентября 1942 года – в 13-м запасном истребительном авиационном полку.

В боях Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Воевал заместителем командира эскадрильи в 46-м штурмовом авиационном полку, с января 1944 года – командир эскадрильи там же.

Командир эскадрильи 46-го штурмового авиаполка (14-я смешанная авиадивизия, ВВС Северного флота) капитан Синицын А.Н. совершил 16 боевых вылетов, уничтожил транспорт, сторожевой корабль и тральщик, повредил танкер, тральщик и транспорт. В воздушных боях сбил 2 и уничтожил на земле 3 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Синицыну Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжил службу в ВМФ, до 1951 года – командир 78-го истребительного авиационного полка Северного флота. В 1954 году окончил Военно-морскую академию. Служил в ВВС Тихоокеанского флота. С 1960 года полковник Синицын А.Н. – в запасе.

Жил в городе-герое Туле. Продолжил трудиться в народном хозяйстве, работал на тульском заводе «Штамп». Умер 3 августа 1991 года в возрасте 77 лет в городе Тула. Похоронен на Смоленском кладбище.

Награждён орденом Ленина (22.07.1944), 3 орденами Красного Знамени (17.09.1943, 29.11.1943, 1944), орденом Ушакова 2-й степени (30.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

Бюст А.Н. Синицына, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. Именем А. Н. Синицына названа МБОУ СОШ № 60 в Туле.

Судьба самолета

Самолет Як-18А долгие годы использовался в Тульском АСК ДОСААФ в качестве пособия. К сожалению, со временем он потерял свою актуальность в учебном процессе, так как аэроклуб перешел на новые учебно-спортивные и пилотажные самолеты Як-50 и Як-52. Самолет в дельнейшем был утилизирован.

© Юрий Дорошенко

Источники

1. Журнал «Крылья Родины» №6 за 1975 год

2. Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. – М.: Воениздат, 1977