Найти тему

Станет ли фильм "Гудбай, Америка" народной комедией?

Оглавление
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"

От слов «народная комедия» лица кинокритиков кривятся, как та самая коза, на которой не стоит подъезжать к уважаемым людям. Народная комедия, по мнению подобных знатоков, это обязательно что-то пошло сыгранное и косоруко снятое.

Народные комедии (действительно народные, принятые миллионами зрителей) снимали в СССР. Народными комедиями были «Весёлые ребята» и «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и «Кавказская пленница».

В семидесятые годы вкусы интеллигенции и остального народа начали разниться – то, что казалось смешным одной части публики, у другой вызывало снисходительную гримасу.

Кадр из фильма "Особенности национальной охоты"
Кадр из фильма "Особенности национальной охоты"

В восьмидесятые, с началом перестройки были сбиты критерии комического и жанр начал вырождаться, как и всё отечественное кино. В ревущие девяностые, правда, случались редкие удачи, вроде «Особенностей национальной охоты» и «Ширли-мырли» (фильм, который я не люблю, по причине переизбытка актрисы Алентовой и соскальзывание из весёлого, безудержного глума в зубодробительную сатиру).

Кадр из фильма "Гоп-стоп"
Кадр из фильма "Гоп-стоп"

В конце хлебных нулевых мелькнул «Гоп-стоп» Павла Бардина, но в широкий прокат выйти фильму не дали. Сам жанр – лубок – отпугнул часть зрителей, особенно интеллектуальные слои, которые, собственно, и определяют, что сегодня модно, а что – вне повестки дня.

Кадр из фильма "Гудбай, Америка"
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"

И вот в конце десятых, название которым ещё не придумано, выходит фильм «Гудбай, Америка», имеющий шанс стать народной комедией. Впрочем, шанс этот сравнительно невелик, потому что герои картины – те, кто любовью в народе не пользуется. Эмигранты.

Кадр из фильма "Гудбай, Америка"
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"

Уехавшие из России в разное время и по разным причинам, они живут в тех краях, которые опекавшая детское сознание поэтесса Агния Барто живописала с плохо скрываемым неприятием:

Городок у берега,
Пальмы, пальмы...
Мы с тобой в Америке, -
Вот куда попали мы.

Семейная пара с ребёнком, семейная пара, ожидающая рождения ребёнка, стартапер, стесняющийся своего русского происхождения, армянин, которому нужен фиктивный брак, чтобы получить «гринкарт». Все они завязаны на одного человека – «решалу» - по имени Георгий.

Кадр из фильма "Гудбай, Америка"
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"

Играет его Дмитрий Нагиев, без малейшего нажима рисуя не только сегодняшнее состояние героя, но и всю его судьбу: не слишком законопослушное прошлое на родине, деловое, не без напрягов настоящее, одинокое безрадостное будущее. А пока он всем необходим, всех выручает, всем дает советы, а главное – поддерживает иллюзию, что можно совмещать американский образ жизни с русским менталитетом.

Кадр из фильма "Гудбай, Америка"
Кадр из фильма "Гудбай, Америка"

Рано или поздно противоречия обнаружатся, и песня «С чего начинается родина», песня, которую Георгий – Джордж – Жора разучивает с детьми русских эмигрантов в воскресной школе, сама собой перерастёт в хит «Наутилуса…» «Гудбай, Америка». Это не окончательное прощание с американской мечтой, как в «Брат 2». Это передышка в марафоне под названием «жизнь по стандартам».

Кадр из фильма "Гудбай, Америка" От слов «народная
Кадр из фильма "Гудбай, Америка" От слов «народная

Сарик Андреасян снял советское кино на несоветской почве. В нём нет надрыва, надлома, жестокости и отчаяния. В нём человечность и желание сохранить себя перед лицом наступающего мрака универсальных ценностей, которых мы не заказывали, но будем должны оплатить их доставку. Наверное, кому-то покажется, что это кино для тех, кто уехал, или собирается уезжать за границу.

На самом деле теряют родину, даже оставаясь в её пределах.

Собственно, так и случилось в двадцатом веке.

Но разве может быть комедия, да ещё народная, такой серьёзной? Не знаю. Наверное, может.