О Евпатии Коловрате мы знаем только из «Повести о разорении Рязани Батыем».
Легенда
Евпатий Коловрат был знатным рязанским боярином. Рязань долгое время была зависима от Черниговского княжества и сохраняла с ним тесные отношения. Поэтому нет ничего удивительного, что Коловрат находился в Чернигове в тот момент, когда пришла весть о нашествии татар во главе с Батыем. Вероятно, Коловрат был одним из бояр свиты князя Ингваря Ингваревича, приехавшего тогда в Чернигов.
Узнав о разорении Рязанской земли, Коловрат, как пишут, «с малой дружиной» помчался на защиту родины. «Малая дружина» это, очевидно, была собственная дружина боярина, а не князя. В Рязани Коловрат застал только пепелище и трупы. Однако он сумел присоединить к себе ещё каких-то вооружённых людей (видимо, остатки ратной силы княжества). Дружина Коловрата достигла 1700 человек и выступила по следам Батыя. Уже где-то в Суздальской земле Евпатий нагнал армию завоевателей.
Дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы». Как пишет «Повесть», дружинники «начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали».
Батый послал богатыря Хостоврула, сына своего шурина, чтобы тот захватил живьём славного витязя. Но Коловрат мечом разрубил Хостоврула пополам. Татары якобы одолели дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб под грудой камней. Его тело принесли перед ханские очи, и Батый похвалил героизм сражённого врага. Тело богатыря татары отдали взятым в плен дружинникам Коловрата и отпустили их, из уважения к храбрости их вождя. Евпатий был торжественно похоронен в Рязани в январе 1238 года.
Историческая основа
Перед погребением Коловрата отпели в городском соборе Рязани. Эта деталь показывает, что разорение Рязанской земли не было опустошительным (собор-то уцелел!) либо (что наиболее вероятно) составитель «Повести» вообще не заботился о логическом соответствии разных частей своего сочинения.
Историкам неизвестны по другим источникам ни князь Ингварь Игоревич, ни сын шурина Батыя по имени Хостоврул, которое, к тому же, явно не тюркское и не монгольское. Да и списки самой «Повести» неизвестны ранее второй половины 16 века. То есть они отстоят от описываемых событий больше чем на три века. Правда, это не исключает того, что в их основе лежат какие-то более древние сказания.
С другой стороны, нет никаких исторических противопоказаний тому, что рязанский боярин по имени Евпатий (некоторые редакции «Повести» называют и его отчество – Львович) и по прозвищу Коловрат действительно был и совершил какие-то подвиги в борьбе против монголо-татар. А героическое сказание – на то и героическое сказание, чтобы содержать фантастические преувеличения, вроде использования катапульт против живой силы в полевом сражении, что было бы начисто лишено военной эффективности.
Кстати, Коловрат это не фамилия, а прозвище либо второе имя. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит «обращающийся, поворачивающийся». Возможно, его наделили таким именем именно за его ловкость в рукопашном бою.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.