Найти тему
Проза жизни (Сергей Шангин)

Концепция новизны мира Сергея Шангина

Казалось бы, простой вопрос «К кому из существующих авторов ближе созданный вами мир?» поставил меня в тупик, так как не задумывался об этом, с головой окунувшись в идею, неожиданно пришедшую в голову. Тем не менее, хочется и самому понять, кто мог написать нечто подобное, чтобы сравнить свои тексты с творениями признанного мастера.

Любой сравнительный анализ основывается на базовых параметрах объектов, попробую и я разобраться, что главное в моем «ином мире», о чем будем спорить и с чем не соглашаться, принимая решение «лучше-хуже» или «это совсем не о том».

Жизнь обычного человека, ставшего в одночасье героем – стандартная история «Золушки», обыгранная множество раз. При этом всем нам хочется однажды проснуться на вершине успеха, не прилагая к этому никаких усилия, главное, чтобы где-то рядом была добрая фея.

Человек получает некую способность, выделяющую его из прочих – весьма заезженный штамп, тем не менее, очень привлекательный для читателя, ведь он примеряет на себя возможности главного героя.

Призраки – очень интересно, пугающе, и привычно, ведь только ленивый не пишет истории о призраках, стремящихся как-то напугать живых людей или помочь им, пока еще не улетели в иной мир.

Способность героя помогает ему общаться с призраками – в принципе, неплохой вариант, особенно, если тот знает секрет, где спрятан сундук с золотом. Призрак, способный оказаться в любом месте и оставаться при этом невидимым, отличный помощник для детектива или героя, желающего разобраться в преступлении.

При этом все мы понимаем, что призраки не живут в этом мире, он для них временное пристанище, через некоторое время они исчезают, отправляясь куда-то в иной мир, который мы называем раем или адом, кто-то параллельными мирами, кому-то милее реинкарнация, но в любом случае из этого мира призрак исчезает навсегда. Это привычная нам картина мироздания.

Мы также совершенно уверены, что некто заботится об этих душах, имея для этого опыт, знания и силу. Мы называем его или их богами и их служителями – ангелами, архангелами, чертями и прочими атрибутами иного мира. Именно они определяют путь души после смерти тела. Они всегда правы, справедливы и имеют право судить нас по делам нашим. Так написано в святых книгах.

Но что делать, если на самом деле все не так, как написано в святых книгах? Если душами управляет не бог, а нечто, для кого мы, люди, всего лишь коровы на пастбище? И пастухов много, их задача – собрать стадо побольше, чтобы получить с него достаточно «молока». Они конкурируют друг с другом за пастбища и «скот», применяя для этого любые методы, направляя руками приближенных оружие и власть туда, где можно урвать жирный кусок чужого добра. В них нет ничего человеческого, ими движет голый расчет.

Мне достаточно давно было странно думать, что некто, сидящий где-то там, наверху, озабочен судьбами отдельно взятых людей. Как он успевает выслушать наши молитвы, просьбы, жалобы на жизнь и воздать по заслугам, помочь в критический момент жизни или решить наказать в самый неподходящий для этого момент? Вот на моем пути муравейник - неужели мне интересно, чем живет и о чем думает отдельно взятый муравей? Нет! Но ведь для муравьев я практически и есть тот самый бог, способный изменить кардинально их судьбу одним движением руки или ноги.

Тем не менее, есть нечто выше нас, определяющее нашу жизнь, влияющее на наше поведение, помогающее получить неожиданные знания и способности. Мы вполне можем назвать его богом, ведь он неизмеримо выше нас в своем развитии, он находится эволюционно настолько далеко от нас, насколько мы от тех же муравьев. То есть, размышляю я, строя свой "мир", бог или боги есть!

А что вы скажете, если роль бога возьмет на себя человек? Точнее, государство, решившее, что иной мир – отличный способ ведения войны за мир во всем мире на другом уровне! И это государство стремительно распадается, превращаясь в полную свою противоположность! Но самое страшное оружие на свете готово к использованию в любой момент, если кто-то решится открыть ящик Пандоры. Тот, для кого человеческая жизнь совершенно ничего не значит, тот, кто готов пожертвовать людьми ради власти и богатства, тот, кому совершенно случайно достались «ключи» от того самого ящика, таящего самый страшный секрет мироздания.

Теперь контуры моего «мира» стали более понятными, можно попытаться подобрать аналогии из «миров» собратьев по перу.

Начнем, пожалуй, с «Метро» – постапокалипсис, немного мистики, жизнь людей, замкнутых в изолированном от внешнего мира пространстве, где действует лишь один закон – выживание любой ценой для себя и близких. Люди и те, кто мутировал от воздействия радиации, стараются создать что-то вроде аналога новой цивилизации, но проблема ресурсов губительно сказывается на их попытках. Герой, двигающийся к какой-то цели, становится сильнее, умнее, опытнее, но остается человеком – живым человеком. Это и все, что общего в наших мирах – становление героя под воздействием внешних обстоятельств.

Сергей Лукьяненко и «мир» его Дозоров. Иные существуют рядом с людьми, в мире есть колдовство, магия, позволяющая знающим путешествовать между слоями реальности, имеющей различные свойства. Вампиры – живые создания, в чем-то близкие человеку, как и маги, колдуны и шаманы, хранящие древние знания. Это мир людей и их порождений. Нет, наши «миры» мало пересекаются.

Раз уж я упомянул, что неизменным атрибутом моего «мира» являются смерть и призраки, стоит вспомнить о Стивене Кинге и его творениях. Общепризнанный мастер ужасов широко использует антагонизм мира живых и мертвых. Призраки используют все возможности для того, чтобы сделать жизнь человека ужасающей, доводя его до смерти. Непрерывное нагнетание ужаса в книгах Кинга – это основной прием, выделяющий его из череды подражателей. В отличие от Кинга, мой «мир» не ужасен, ведь он – обычная реальность, продолжающая нашу материальную жизнь. Между мирами нет антагонизма, хотя соглашусь, для призрака весьма соблазнительно вернуться в мир живых людей. Таким образом, Стивен Кинг и Сергей Шангин не пересекаются в литературных мирах и не составляют друг другу конкуренции.

В отличие от названных авторов, созданный моим воображением "мир" вполне возможен, несмотря на абсолютную фантастичность сюжета. Просто мы не все знаем не только о нашем мире, но и том, кто управляет нами на уровне того же государства, какие секреты таятся за толстыми стальными дверями сейфов. Быть может, кто-то специально подбрасывает подобные картинки, чтобы дать нам возможность прозреть и подготовиться к иной реальности - найти способ противодействия, борьбы, уничтожения или научиться жить с этой новой реальностью в мире.

Допускаю, что читатели увидят иные аналогии! Буду признателен за аргументированные сравнения, ведь мне тоже хочется узнать, кто из собратьев по перу близок к моим «мирам». Если при этом вы будете использовать модные литературные термины типа «нонфикшен, киберпанк, стимпанк» и т.п., мне это будет познавательно, так как сам я подобных терминов не знаю и каталогизировать свои тексты подобным образом даже не пытался.

Серия "Иной мир"

Для тех, кто прочитал публикацию и не понял, о чем, собственно говоря, идет речь, есть возможность познакомиться с творчеством автора, получив одну из книг серии "Иной мир" в подарок:

>>>>> Книги Сергея Шангина в издательстве Ridero
© Copyright: Сергей Шангин, 2020