Жил на рубеже 19 и 20-го века замечательный художник - Василий Максимович Максимов. Известен он тем, что писал жанровые картины из крестьянской жизни.
Что это - фантазия на тему или отображение настоящей деревенской жизни? Мне тут видится очень много совпадений с реальностью.
Например, взять вот эту картину, написанную в 1893 году. Называется она «Лихая свекровь». Очень интересная сценка. Здесь и эмоции - у каждого человека своя, и антураж деревенской избы, и проблемные отношения между людьми.
Мне эта картина невероятным образом напомнила вот это фото, я его уже показывала в своих статьях, и мои постоянные читатели, возможно, даже помнят связанную с ним историю.
Автор фотографии - финский фотограф Инто Конрад Инха. Сделал этот кадр он, путешествуя по русской Карелии. Причем, сфотографировал он его в 1894 году. А картина Максимова написана в 1893. Невероятное совпадение. Не хочу сказать, что тут кто-то кого-то копировал, просто удивительным образом совпали сюжеты.
И благодаря фотографу мы даже знаем, что тут происходит. Как писал сам Инха:
«Кестеньга — самая большая из всех деревень Топозера… Мы жили в просторном зажиточном доме.
Старая хозяйка была вылитая Лоухи, даже художник не пожелал бы лучшей натуры. Она и домом правила, как Лоухи, властно и твердо, хотя он принадлежал сыну, который недавно привел в дом невестку.
Если я не ошибаюсь, старуха была родом из Лохья; однако она обратилась в православие и переменила свои привычки настолько, что ее невозможно было отличить от карелки.
Так, например, она по обычаю страны заставляла невестку кланяться в ноги в течение шести месяцев после свадьбы каждый раз, когда невестка шла выполнять новую работу. Однажды мы оказались свидетелями этой сцены отбивания поклонов, и женщины не имели ничего против того, чтобы я их сфотографировал».
А вот еще картина. Называется "Кто там". Сейчас в руке женщины нарисовали бы сковородку (есть такой стереотип, что жена бьет нерадивого мужа сковородой по голове). Здесь же в руках девушки рубель. Вот он меня и заинтересовал, потому что про рубель я писала отдельную статью.
А точнее, про то, как раньше стирали и гладили белье в деревнях. В руках у девушки как раз приспособление для глажки. Вот тут на фото можно посмотреть, что именно таким рубель и был в реальности, как изображен на картине.
И, наверное, при необходимости, женщина могла им не только гладить, но и огреть кого-нибудь по голове.
Или вот еще картина «Семейный раздел», 1876 год. Ситуация вполне стандартная и для нашего времени.
О том, как раньше делили имущество, я также писала отдельную статью. В общих чертах смысл был в том, что если не удавалось решить вопрос полюбовно (как в изображенном на картине случае), то все урегулировалось не драками и разрывом отношений, а более гуманными способами: либо через обращение за судом к сельским властям, либо с помощью жребия. Вот тут можно почитать две истории подобных разделов имущества крестьянами.
И, напоследок, еще одна картина. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875 год.
Здесь люди как будто бы не ожидали колдуна, такие у них выражения лиц. И будто они его боятся, но в то же время не против того, чтобы он наколдовал им счастья.
На эту тему также есть фото - и опять совпадение, того же финского фотографа - Инто Конрад Инха, снявшего еще и карельскую деревенскую свадьбу.
На свадьбу обязательно звали патьвашку (так в Карелии называли колдунов), и он проводил свои защитные обряды. Разве что он не приходил неожиданно, а его приглашали.
Вот на фото еще один патьвашка на свадьбе. Если интересно, подробнее про таких колдунов можно почитать тут.
Тем не менее, наверняка были у Максимова и ошибки в сюжетах - он все-таки не деревенский человек. Однако, он всегда консультировался у местных. Как писал сам Василий Максимович, ему много приходилось ему переделывать по замечаниям деревенских друзей. До тех пор не считал он своей картины законченной, пока она не была совершенно одобрена ими. Все, что касалось подробностей в обстановке бытовых сцен, все характерные приметы действующих лиц разбирались без пощады.