Самое страшное для школьника – получить двойку из-за допущенных ошибок, увидеть исчерченную красными поправками тетрадь. Блогер Кирилл Макеев попытался разобраться, почему детей ругают за ошибки, хотя, именно ошибаясь, дети учатся быстрее.
Правильная галочка в правильную клеточку
Особенно страх совершения ошибки заметен в последние недели перед ЕГЭ. Причём не только у детей, но и у родителей и учителей! Каждая ошибка воспринимается как низвержение в пучины страданий и полное отвержение от мира счастливых людей.
И действительно – в школе ставят пятерки только за чистые и безошибочные работы. Но после школы дети, которые лучше других научились не совершать ошибок, попадают в университеты, в область науки, где совершать ошибки, наоборот, очень и очень хорошо. Разрушение ранее существующих идей и парадигм, открытие чего-то нового, нарушающего прежнее понимание вещей считается более полезным, чем гладкое подтверждение уже доказанных теорий. А также ошибки на пути открытий помогают отсеивать неверные гипотезы и пути исследования. Как этому научиться в школе?
Страх ошибки
В школе всё обстоит иначе. Существует правильный эталон, образец, идея, в русле которой должны выполнять задания дети. Отклонение от заданного курса – неприятный красный лебедь на белизне тетради. Результатом становится страх ошибки, неготовность и неумение выйти за рамки заданных шаблонов, узость мышления, отсутствие готовности создавать что-то новое и нестандартное. В школе учат не ошибаться, будто цена каждой ошибки – жизнь школьника. Но скажите, ругала ли Колумба его мама, за то, что он открыл Америку, а не Индию?
Кирилл Макеев старается проводить занятия, на которых он решает задачи вместе с учениками, вставая с ними на один уровень. Он показывает, что тоже может чего-то не знать, может ошибаться и лишь путем ошибок и правильных шагов прийти к истине. И дети не считают его плохим учителем от того, что он чего-то не знает. Такой подход позволяет детям научиться не бояться собственных мыслей и использовать собственные ошибки как материал, на основе которого можно выстроить гипотезу более близкую к истине.
Реакция детей
Дети становятся способны не принимать ошибки близко к сердцу и не оценивать человека по тому, что он совершает или не совершает ошибок. Они учатся уважать право людей на ошибки. Это важно, потому что ни один человек не может разбираться абсолютно во всём и каждый хотя бы раз ошибался. Страх ошибки сковывает и учителей. Многие учителя опасаются преподавать предметы без привязки к конкретной программе или учебнику, забывая, что только путь через неизведанное и новое – это путь к развитию.
Ещё один минус страха ошибок – тенденция бросать интересное дело в начале его освоения. Бывает, ребенок увлекся чем-то, будь то рисование, атлетика или гимнастика, но после пары занятий стал обходить цветные карандаши стороной.
Это так же связано с тем, что в самом начале обучения люди неизбежно совершают ошибки как новички и, если ошибки носят только отрицательный характер, не давая ученику извлечь опыт и из них, то чаще всего это приводит к забрасыванию новых интересов. Поэтому важно помогать детям совершать ошибки и учиться на них, научиться извлекать опыт, а не избегать ошибок.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ "Боже, они едят собак!". Как справиться с культурным шоком иностранному студенту в чужой стране
✅ Как поступить в Йельский университет российскому школьнику?
✅ Назад в СССР — или вперед, к царизму? Куда идет Россия сегодня