Спустя время он станет великим правителем, объединившим разрозненные израильские племена в единый народ и превратившим царство Израиля в могущественное государство. Он станет отцом царя Соломона и мужем Вирсавии, той самой прекрасной барышни, которую он нахальным образом увел у своего воина и друга.
А пока он обычный пастух, молоденький юноша. И имя его ДАВИД.
Именно этот юный отрок, придя в лагерь царя Саула, вступит в бой в трехметровым воином-великаном Голиафом и сразит его пущенным из пращи (металлическое оружие) камнем. Эта победа ознаменует начало освобождения израильских земель от филистимлян и возвращение независимости народу Израиля.
Конечно, это ветхозаветная история Давида и Голиафа - излюбленный сюжет мирового искусства.
Традиционно Давида изображают УЖЕ ОДЕРЖАВШИМ ПОБЕДУ НАД ВЕЛИКАНОМ, НО НЕ БЕРНИНИ. И тут он звучит в унисон с самым известным образом Давида в мировом художественном наследии - речь идет о скульптуре Микеланджело.
Но если великий БУОНАРРОТИ БЫЛ ПЕРВЫЙ, кто изобразил будущего царя НЕ в момент его торжества после победы над гигантом, как это встречается, например, у Вероккьо или Донателло,
то Бернини стал ПЕРВЫМ, КТО ИЗОБРАЗИЛ САМУ АТАКУ - эпицентр психологической напряженности.
"И засунул Давид руку в свой мешок, вынул камень, швырнул его и ударил Филистимлянина по лбу. Камень вонзился ему в лоб, и он упал лицом на землю".
И Микеланджело, и Бернини выбирают момент ПЕРЕД БИТВОЙ, т.е. в самый момент пика напряжения и концентрации.
Но если Микеланджело представил Давида ГОТОВЫМ К БОЮ. Он сосредоточен и спокоен, и только напряженные мышцы и сдвинутые брови намекают на присутствие где-то напротив Голиафа. Микеланджело - это про СКРЫТОЕ ДВИЖЕНИЕ.
То Бернини - про процесс ВЫСВОБОЖДЕНИЯ ЭТОГО ДВИЖЕНИЕ. Художник создал ту самую СМЕРТОНОСНУЮ АТАКУ. Он изобразил Давида в тот момент, когда все его силы и чувства собраны для решающего удара. Мы уже знаем наверняка, что Голиаф рядом.
И тут особого внимания заслуживает ЛИЦО Давида. Брови сведены к переносице (нахмуренные), губы крепко и решительно стиснуты (даже закушены), взгляд напряжен и преисполнен гневом (конечно, гневом праведным).
Вместо микеланджеловского героизма - ДРАМАТИЗМ, вместо возвышенного обобщения - ОСТРОТА КОНКРЕТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ, вместо строгой уравновешенности - БУРНАЯ ДИНАМИКА (это барокко, детка😂).
Давид Бернини - БУНТАРЬ, лишенный классической гармонии скульптур Высокого Возрождения, нет в нем и ясной простоты пластики эпохи кватроченто.
Зато есть связь с динамикой бурных страстей Пергамского алтаря.
Пластика Возрождения не могла себе позволить изобразить не красиво - ВСЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ИДЕАЛЬНО и правильно. В контексте Возрождения у Бернини ВСЕ НЕПРАВИЛЬНО, ибо движение - это уже не про красоту, а искаженные черты лица есть вообще боже что такое и как так можно было изуродовать ветхозаветного героя, будущего великого царя.
"Давид" Микеланджело - это ИДЕАЛ, застывший в живом движении.
"Давид" Бернини - это, рожденная из камня, ПУЛЬСАЦИЯ ЖИЗНИ, дерзкая и импульсивная юношеская кровь.
Скриншот stories из моего блога в инстаграм