Добрый день уважаемые читатели.
Хотел бы сегодня поговорить о проекте российских железных дорог, который из года в год откладывается, но в августе 2020 года губернатор Магаданской области Сергей Носов заявил о намерении постройки железной дороги до Магадана до 2035 года. В Благовещенске в этот же период было проведено совещание с премьер-министром Михаилом Мишустиным по данному вопросу и с главой РЖД Олегом Белозеровым.
Давайте немного разберемся с вами о целесообразности данной железной дороги. Имеет ли смысл ее постройки вообще. Углубимся немного в историю с Вами.
Начнем с того, что основной причиной по которой все время откладывается строительство железной дороги на северо-востоке России являются тяжелые условия строительства в условиях вечной мерзлоты. Но давайте сравним с американской железной дорогой на Аляске.
Как видно, США построили железную дорогу и на Аляску, причем не только до ее ближайшей точке к границе с Канадой, но и до северной точки. Сразу отмечу плюс данной железной дороги: она позволяет региону не существовать отдельно от страны и не быть каким-то отдельным придатком на карте, а позволяет иметь круглогодичное сообщение с остальной частью страны и дает дополнительный потенциал экономического роста. В качестве примера стоит привести и то, что Аляскинская железная дорога на текущий момент насчитывает 5 железнодорожных маршрутов:
1. «Звезда Денали» протяженностью 576 км. курсирует с мая по сентябрь.
2. «Зимняя Аврора». Это аналогичный маршрут «Звезды Денали» с одним отличием, что курсируют поезда с сентября по май. Остановки и протяженность маршрута аналогичная.
3. «Побережный классический» протяженностью 183 км. Данный маршрут курсирует с мая по сентябрь от Анкориджа до Сьюарда.
4. «Открывая Ледники» протяженностью 110,6 км. от Анкориджа до Уиттиера. Курсирование поездов по данному маршруту осуществляется с мая по сентябрь.
5. «Ураган» протяженностью 92,7 км. и курсирующего с мая по сентябрь от Анкориджа до Хуррикан-Галч.
Многие маршруты причем у них туристические. То есть в Америке для развития региона подошли к решению вопроса транспортной инфраструктуры северного региона страны оригинально. То есть если в России больше сосредоточены именно на перевозку пассажиров и грузов и не видят других методов получения дохода, то стоит обратить на американский пример, как они вышли из данного положения, развивая туризм северных территорий. При этом и грузовые потоки не останавливаются, но рентабельность получается железной дороги выросла.
Для сравнения в России не говорю уже про связь Якутска и Магадана, а простейшее сообщение между Петропавловск-Камчатским и Магаданом, расстояние по прямой которых составляет примерно 900 км., осуществляется только самолетом, который причем и летает то не каждый день и еще требуется пересадка в Хабаровске или Владивостоке. Хотя в октябре 2015 года, авиакомпания «Сила» запускала регулярный рейс между Магаданом и Петропавловск-Камчатским на Ан-28.
Но на текущий момент в расписании авиакомпании «Сила» данный рейс из Магадана отсутствует.
12 августа 2019 года было объявлено о начале строительства парома, который будет регулярно осуществлять перевозку пассажиров и техники из Магадана по маршруту между Колымой, Камчаткой, Сахалином, Приморьем, по сообщению PrimaMedia. Но его вместимость всего как уточняется составит 150 человек.
При этом численность населения Магаданской области составляет порядка 140 тыс. человек. То есть, начало курсирования парома также не решит вопрос связи Магаданской области с остальной частью России в полном объеме.
Но зададимся вопросом о том, насколько нужна данная железная дорога. Даже если взять в расчет развитие туризма по подобию США на Аляске, то с моей точки зрения для его развития потребуется время. У нас в стране с доступным внутренним туризмом то ни все в порядке, не говоря уже о том, который имеет какие-то перспективы. Ведь никто не захочет вкладываться в достаточно долгосрочный проект.
Давайте посмотрим с другой стороны и ответим на вопрос экономического развития региона. Что если регион имеет такой потенциал, что как раз постройка железной дороги и раскроет истинные возможности и даст импульс развития не только региона, но и позволит более существенно развивать Восток страны в комплексе всех регионов. Ведь транспортный отрыв региона от остальных регионов привел к тому, что с 1989 года в Магаданской области естественный прирост населения отрицательный, что можем увидеть по данным таблицы ниже.
Получается, что с 1989 года по конец 2019 года численность населения Магаданской области снизилась почти в 4 раза с 542868 чел. 1989 года до 141234 чел. 2019 года.
Нам становится понятно, что демографическая проблема в Магаданской области катастрофическая. Если так дальше пойдет, то еще через 30 лет, численность населения в лучшем случае останется в районе 30000 человек. По сути, регион останется опустошен и в нем некому будет работать. Хотя потенциал Магаданской области достаточно большой. Магаданская область богата запасами золота, серебра, олова, вольфрама. Только запасы золота Магаданской области оцениваются в 1900 тонн. При этом, как заметил заместитель председателя Правительства Алексей Гордеев, лишь на 20% территории Магаданской области осуществлена геологоразведка. Тем самым, можем предположить, что Магаданская область один из источников богатых природных ресурсов, доступ к которым ограничен не только в связи с месторасположением региона, но также и с транспортной доступностью. Если бы была железная дорога на Колыму, то развитие данного региона было бы не меньше с моей точки зрения, чем той же Аляски.
Стоит отметить и развитие региона в 2019-2020 году. Темпы промышленного производства в регионе превышают не только региональные, но и российские. К примеру индекс промышленного производства.
Как показывают данные, в Магаданской области лишь в 2016 году наблюдается самый минимальный показатель как в целом по Магаданской области за 2015-2019 гг., так и при сопоставлении с российскими показателями и по федеральному округу. ВО все остальные периоды наблюдается значительное превышение развитие промышленности Магаданской области по сравнению с аналогичными показателями Дальневосточного Федерального округа и РФ.
Не стоит забывать и про рыбную отрасль, которая в последние годы активно развивается, но об этом мы погорим в отдельной статье. Увеличение объема ловли рыбы Магаданскими предприятиями конечно хорошо, но выловленную рыбу нужно куда-то реализовывать. А это опять же требует развитие транспортной инфраструктуры. В настоящее время транспортная проблема вывоза рыбы из региона приводит к значительному удорожанию, что снижает конкурентоспособность продукции магаданских организаций.
Приведем перед подведем итогов данной статьи сам проект строительства железной дороги до Магадана.
Судя по проекту, железную дорогу планируют проложить не только в будущем из Якутска до Магадана, но когда-нибудь и по побережью Тихого океана. Правда про данный проект пока особых данных нет. Но сейчас что говорить, реализовали бы для начала хотя бы один проект. А так бы неплохо было в будущем и вообще северные города России соединить железной дорогой и тем самым сделать практически все части России сделать транспортно-доступной во все времена года.
Что касаемо потенциала развития Магаданской области и основных привлекательных сторонах переезда в Магаданскую область поговорим в одной из следующих статей.
Исходя из всего выше сказанного я хотел бы подвести итог того, что положительно отношусь к реализации данного проекта. Это связано не только с экономическим потенциалом самой Магаданской области, но и того, что в случае непринятия на текущий момент никаких действий мы просто можем потерять данный регион. Теже китайцы и американцы давно точат глаз на данные земли и их совсем не пугает вечная мерзлота. Поэтому не стоит разбрасываться землями, а нужно реализовывать проект и создавать условия для жизни северных районов страны.
Как вы сами оцениваете уважаемые читатели данный проект?
Если Вам понравилась моя статья, подписывайтесь на мой канал.
Также на моем канале можете ознакомиться и с другими статьями:
Переправиться через Волгу станет проще – часть 1
В России решили достроить еще одну ГЭС
Что будет с ценой на ЗОЛОТО после прихода в США к власти Байдена
«НОЧНОЙ ОХОТНИК» станет быстрее, маневреннее, благодаря новому двигателю, а также безопаснее
В России создается универсальный двигатель для вертолетов, самолетов и даже водных судов одновременно
Скоро в некоторых российских городах появится новый вид транспорта, которого не было у них ранее
ГТД-110М – первая российская газовая турбина большой мощности
Новая Арктическая станция России – уже скоро