Хотели бы вы научиться запоминать наизусть целую книгу? А как насчет скучных таблиц склонений и спряжений? Глупый вопрос. Кто бы не хотел? Вы, конечно, слышали о фантастической памяти людей, запоминающих целые колоды карт и тысяч цифр. И все это вроде бы без особых усилий. И волшебное слово «мнемоника».
Но давайте разберемся в эффективности и полезности мнемоники и поймем, как она работает.
Что такое мнемоника?
Прежде чем мы продолжим, хорошо бы разобраться, что такое мнемоника (или мнемотехника). В двух словах, мнемоника — это средство, помогающее перегруженной памяти. Она используется для запоминания путем связывания новой информации со знаниями, которые уже хранятся в долговременной памяти.
Наиболее распространенным мнемоническим приемом является так называемый метод ключевых слов, изобретенный Аткинсоном. Он используется для создания значимых звуковых и образных связей для запоминания слова. Например, вы хотите запомнить английское слово eagle [игл] – орел. Запоминаем фразу «Когти орла — это 10 игл». Представьте орла, его силу и ярость. Вы видите, как его когти вонзаются вам в плечо, но вместо когтей у него 10 игл. Представьте боль, которую вы испытываете. Представили? Теперь вы запомните это слово надолго. Не так уж и сложно, правда? Давайте теперь посмотрим, что о мнемонике говорит наука.
Мнемоника: научный подход
Мнемонике посвящено множество исследований. Наиболее интересное на сегодняшний день исследование было проведено профессором Кентского государственного университета Джоном Данлоски и опубликовано в апреле 2013 года Ассоциацией психологических наук. В ходе исследования группа ученых исследовала десять тактик обучения и оценивала их степень полезности. Если вы ожидаете, что мнемоника оказалась самой полезной стратегией, то зря. Она даже не вошла в топ списка. По словам авторов, такие широко используемые техники, как подчеркивание, перечитывание материала и использование мнемонических приемов, оказались на удивление малоэффективными.
Как же так?! Например, Ип Суи Чой выучил наизусть китайско-английский словарь на 1774 страницы (ему на это потребовалось почти шесть месяцев). Еще один пример — Саймон Рейнхард, запомнивший колоду карт за 20,438 секунды. Ясно, что люди с нетренированной памятью не смогут приблизиться к таким результатам. Тем не менее, в отчете четко сказано, что мнемоника — не лучший способ использовать свое время.
Конечно, нужно быть абсолютно честным. Существует множество исследований, демонстрирующих, что использование мнемоники может быть очень полезно для запоминания имен, изучения слов, математики. Что еще более важно, некоторые исследования показали улучшение памяти у учащихся с ограниченными возможностями (Фулк и Булгрен). И это лишь часть из них, и все они четко заявляют — мнемоника статистически более эффективна. Эффективнее, чем что?!
Чем грешат исследования?
Знаете чем? Лабораторными условиями! 99% этих исследований проводятся в лабораторных условиях. Между исследованиями в реальной обстановке и лабораторными исследованиями существует значительный разрыв.
Хоторнский эффект — один из них. «Тип реактивности, при которой люди изменяют или улучшают аспект своего поведения в ответ на осознание того, что за ними наблюдают». Такие результаты сложно обобщать. Лаборатория — это явно искусственная ситуация. В психологическом эксперименте людей направляет экспериментатор. Их изымают из естественных социальных условий и просят запомнить различные наборы данных. Тем не менее, лабораторные исследования лучше, чем их отсутствие.
Вторая проблема – это временные рамки. Большинство исследований мнемоники проводились в течение относительно короткого периода времени. Они редко длились более 3-4 недель. Именно поэтому множество исследований доказывают эффективность и полезность мнемоники.
Ну, и еще хочется добавить сюда характер задач. Как бы вы отнеслись к необходимости запомнить и воспроизвести список несвязанных слов или цифр? Как бы вы оценили свою готовность по шкале от «нет» до «никогда»? Отделение таких задач от повседневной жизни и их общая бесполезность заставили некоторых исследователей усомниться в том, можно ли эти выводы распространить на реальную жизнь.
Мнемоника бесполезна?
Я что, сказала, что мнемоника бесполезна? Все совершенно не так. Она может быть безумно полезной. Но нужно понимать, что она из себя представляет, что она может, а что — нет.
Мнемоника не подходит для долгосрочного обучения. По крайней мере, в том виде, в котором ее обычно представляют. Если время позволяет, можно без проблем обойтись без мнемоники. Она не является панацеей от всех проблем с памятью. Это просто еще один инструмент в учебном арсенале.
Где же правда?
Еще раз хочу подчеркнуть, что мнемоника может быть очень полезной. Полезной как для запоминания случайной информации, так и для достижения высокого уровня экспертной работы. Только с ограничениями. Если вы выучили с помощью мнемоники десяток слов, причем это сопровождается яркими воспоминаниями, конечно, это отложится в долгосрочной памяти.
Приведу пример. Еще когда училась в университете, разгорелась с преподавателем дискуссия об эффективности мнемоники. Аргументом преподавателя было (и по сути абсолютно правильно), что не ко всем словам можно найти нужные ассоциации. Я с пеной у рта доказывала, что нужно только постараться. И тут она мне предложила найти ассоциацию к слову deteriorating (ухудшение, ухудшающий). Сначала я впала в ступор. Но поразмыслив несколько минут, выдала «Дети ухудшили рейтинг». Предложение гениально передавала как звучание, так и смысл слова. Конечно, этот случай я запомнила на всю жизнь. А вместе с ним и слово.
Но нужно отдать должное правоте моего преподавателя. Если мне ежедневно нужно запоминать по 10-15 слов, или неежедневно, но слов 30-40, на сколько хватит моих усилий и фантазии? Хорошо, если ассоциация к конкретному слову подберется в течение 5 минут. А если нет? Захочу ли я тратить время на это?
Ух, на сегодня, пожалуй, все.
Продолжение следует.
А что вы думаете по поводу мнемоники? Случалось ли вам использовать ее? Насколько успешно или неуспешно?
Источники:
Atkinson, R. C. (1975). Mnemotechnics in second-language learning. American psychologist, 30(8), 821.
Fulk, B. M. (1994). Mnemonic Keyword Strategy Training for Students with Learning Disabilities. Learning Disabilities Research and Practice, 9(3), 179-85.
Bulgren, J. A., Schumaker, J. B., & Deshler, D. D. (1994). The effects of a recall enhancement routine on the test performance of secondary students with and without learning disabilities. Learning Disabilities Research & Practice.
Вам будет интересно: