Найти тему
Boris S.

История как поле для «разоблачителей»

В последние годы в Сети активно пропагандирует себя «аристократ» Е. Панасенков. Так он себя позиционирует. Волконские, Мещерские, Долгорукие и Панасенков как продолжатель их аристократических традиций. Поэтому он одевается изысканно и охотно рассказывает о своих встречах с аристократами Италии и Франции, которые попутно открыли ему тайны истории. В частности, что англо-американские союзники вели себя в ходе боевых действий не очень галантно. Были и насилия, и грабежи… Короче, не только Красная Армия представляла собой орду насильников и грабителей, как представляют ее «историки» определенного толка. Так что франко-итальянским аристократам отдельное мерси за кондовую правду.

Однако главный интерес Панасенкова – «тайны» истории времен наполеоновских войн и особливо 1812 года. Интерес понятен – это одна из страниц патриотизма в России. А главная задача (или точнее сверхзадача) Панасенкова, подобно Солониным, Резунам и иже с ним – развенчание патриотической основы нации. Жонглируя фактами, они доказывают, что войны России – сплошное недоразумение и нечем там гордиться. А лучше плеваться. Спору нет: плюнуть в колодец – не проблема, особенно, если индивид утоляет жажду кока-колой.

Эти деятели давно поняли – за такую работу хорошо кормят. Поэтому разоблачение «тайн» путем «сенсационных» трудов стало главным методом подачи исторического материала. В результате, благодарные отклики (взяты из Сети):

- Вот сижу и меня бомбит, что же нам тогда внушали, зомбируют твою ж мать с самого детства, как еще живем то??!! Захотелось историю изучать, настоящую, правдивую!

- Молодец, набирает обороты, думаю он внесет свой существенный вклад в очищение России от застарелой плесени

- С удивлением узнаю такие подробности из истории, что просто оторопь берёт. Выходит, что наша Раша во все времена была "в своём репертуаре". Весьма неприятно узнать правду.

- Историческое мифотворчество - это то, в чём все правительства России преуспели более всего. Как говорится: п..ть не камнями ворочать.

- Вот я наткнулся на материал... Бля, надо всё пересматривать, переписывать, переосмысливать...., а чем гордиться!?

- Аплодирую стоя.

И только один написал:

- Послушав этого веселого историка, я теперь в замешательстве: а проиграл ли Наполеон России войну? Или это тоже фальсификация?

Однако у этих разоблачителей есть великолепная отмазка. Они могут вполне обоснованно утверждать, что выступают не против русского патриотизма (или российского, с учетом ее многонациональной составляющей, так как Россию создавали люди многих национальностей), а официозно-казенного, спекулятивного. Выступают против использования прошлых побед, чтобы Власти было легче замаскировать свое тупиковое правление. В таком случае крыть было бы нечем. Тем более, что их книги и лекции полны разоблачений такого сорта «патриотизма», на деле второсортного, но выдаваемого за высшую категорию. Однако с грязной водой они целеустремленно и сознательно выплескивают ребенка. И в этом суть их «историзма».

По роду деятельности – это фокусники, совмещающие реальные предметы с их ловким исчезновением или подменой. Если обычный историк пишет: «Это был рыжий, статный человек». То разблачитель-сенсационник: «А вы знаете какого цветы были у него волосы? Нет? Так вот: рыжие! Да-да, РЫЖИЕ!» И в ответ вопль комментаторов: «Боже мой, так от нас скрывали правду?!»

Обычный человек не в состоянии разгадать манипуляции «волшебника», точно также рядовой потребитель продукции «сенсационников» не может понять на чем его разводят. Но если в случае с иллюзионистом трудно найти литературу, чтобы понять секреты фокусов, то для того, чтобы понять нехитрую методику исторических разоблачителей достаточно осмысленно читать книги и документы интересующейся эпохи. Но… времени мало, да и неохота корпеть над желтыми страницами, когда тебе вкусно преподнесут спектакль на тему «Все не так, ребята».

Теперь о сути концепции Панасенкова. Он доказывает, что при Бородине русская армия вчистую проиграла армии Наполеона. После чего сдала Москву. Потому непонятно с чего данный факт был объявлен победой и стал основой патриотизма. Глупо ведь…

И определенный сорт людей ответил ему благодарным повизгиванием. Наконец-то нам, тупорылым, открыли глаза! Вот, оказывается, как было дело! Ах.. Ох…

Эти индивиды не читают исторических работ. Наверное, даже стихотворение «Бородино» Лермонтова. Или сочли его за казенную агитку. Достаточно просветителя Панасенкова. Увы, но его слушателям и читателям невдомек, что такое «пиррова победа». В чем смысл выражения: «выиграл сражение, но проиграл войну»? Почему победитель Наполеон всего через месяц начал генеральное отступление, переросшее в бегство?

Что же в действительности произошло на Бородино и после него?

Наполеон до того выигрывал все сражения. Были неудачи, и даже крупные, как египетский поход. Но выиграть у него сражение лоб в лоб не удавалось никому. Причина заключалась в двух главных факторах: первое, военный гений Бонапарта, второй, система подготовки солдат и младших офицеров.

Сражения выигрывают не числом, а умением. Об этом неустанно толковал наш Суворов. И то была не красивая фраза. Он сумел наладить такую подготовку своих войск, что выиграть у них и под его командованием тоже не удавалось никому. Даже выдающимся французским полководцам.

Обучение – это одновременно и методика, и искусство. Методикой можно овладеть относительно быстро, а искусством – долго. Противники Наполеона овладевали им на протяжении более чем десятилетия. И овладели таки! В 1813-15 годах соперники французской армии уже воевали на равных и стали побеждать даже самого Наполеона. Но это потом…

Кутузов вступил в командование в канун Бородино. Ничего кардинально исправить он не мог, но при этом понимал, что шансов устоять перед лучшей армией мира немного, почти нет. (Это все равно, что было в коне 1980-х выйти на ринг против находящегося в расцвете сил и таланта Тайсона.) Однако царь и петербургский высший свет настаивали на сражении: как так - сдать Москву без боя!

Военный министр Барклай де Толли также понимал, что устоять против армии Наполеона вряд ли удастся, потому лучший способ ведения боевых действий – маневрирование. Но иностранца заменили русским, ибо многим казалось – тот недостаточно патриотичен.

Кутузов, скрепя сердцем вынужден был дать согласие на генеральное, хотя и совершенно не нужное, сражение.

При Бородино произошло то, чего опасались де Толли и Кутузов. Лучшие по качеству войска Наполеона нанесли тяжелые потери русской армии. При равенстве сил число погибших почти вдвое превысило потери французов. Но одновременно произошло нечто неожиданное. Пусть и недостаточно обученные современному бою солдаты устояли. Они не побежали, как при Аустерлице. Не отступили в беспорядке как при Фридланде. Они мужественно умирали, но не гнулись. Именно об этом «Бородино» Лермонтова.

В Европе русская армия воевала за чужих государей – австрийского императора, прусского короля, за Англию, на которую Наполеон хотел напасть, переправившись через Ла-Манш. А при Бородине они воевали за свою страну. И хотя французская артиллерия (лучшая из лучших в то время – недаром Бонапарт был артиллеристом по основной военной профессии) привычно выкашивала ряда защищающихся, солдаты не побежали. Об этом драматично описано у Толстого в «Войне и мире»: Пьер Безухов наблюдал, как солдаты второй линии после каждого разрыва картечи сами смыкали ряды, показывая тем самым, что готовы сражаться…

Битва закончилась захватом Наполеоном нескольких тактических позиций: Семеновских флешей, Шевардинского редута, батареи Раевского… Но не произошло главного: противник не побежал, бросая пушки и обозы. Не рассеялся, удирая от сабель конницы Мюрата. Не пришлось вылавливать толпы пленных по лесам. Русское командование полностью сохранило управление.

Почему Кутузов приказал отступать? Потому что нельзя было напрасно губить людей, которые показали в этот день, что с ними родилась новая армия, которая вскоре сможет побеждать армию Наполеона. Надо было сохранить «богатырей» (Лермонтов). Ясно было, что на следующей день они также будут погибать, но не сдадутся, но Кутузов был слишком умным, в отличие от Панасенковых и ему рукоплещущих, чтобы уложить их в могилу.

Русская армия отступила и Кутузов смог приступить к ее подготовке, отвечающей требованиям современного боя. Что и было продемонстрировано под Малоярославцем. Попытка Наполеона прорваться по калужской дороге на хлебный юг уперлась в железный кулак новой по духу русской армии. И он все понял. И приказал откатываться по Смоленской дороге – ставшей дорогой смерти для его солдат и закатным путем для его карьеры.

С тех пор русская армия Наполеону уже не проигрывала, и через год закономерно победно вошла в Париж.

Кстати, любителям версии о поражении при Бородино и бездарности Кутузова стоило бы напрячь интеллект и задуматься над тем, почему победители через два месяца оказались за пределами России, а бежать пришлось больше тысячи километров! И почему великий Наполеон едва унес ноги от бездарного Кутузова на той же Березине. Морозы тому причиной? Но армия Наполеона покинула пределы России в ноябре, то есть вначале зимы. До настоящих морозов было еще далеко. Да и стоило бы узнать, прежде чем соваться в северную страну, какой там климат.

Есть сражения, которые нельзя мерить лишь количественными параметрами (числом убитых, квадратными километрами захваченных-потерянных территорий и пр.). Ибо в них рождалось новое качество. Иная психология. Иной тип личности. В России таковыми были Куликовская битва, Бородино, Сталинград… В других странах, у других народов – свои. Иногда доходило до парадоксов. Джордж Вашингтон проиграл большинство своих сражений. Англичан заставили сдаться высадившиеся в колониях французские войска. Однако Вашингтон – герой США. Потому что, несмотря на поражения, он сумел сохранить армию и ее волю к победе. Через трудности, находясь, порой на грани катастрофы, он ковал новую нацию. И после Перл-Харбора и поражения на Филиппинах американской армии в 1941-42 годах, народ США вспомнил поражения Вашингтона на Лонг-Айленде и при Брендивайне как пролог к победе к своему Йорктауну.

Оценивать ключевые сражения по формальным признакам – знак либо идеологической аганжированности, либо недалекого ума. Что мы можем наблюдать по деятельности Панасенкова и восторгам его почитателей.