Найти тему
Роман Апрелев

Вестерн “большого стиля” с Грегори Пеком

Среди старых вестернов этаким монолитом выделяется эпическая “Большая страна”. Отличное кино из эпохи Грегори Пека, который, видимо, знал толк в сценариях. Если у него и были слабые фильмы, то мне пока не попадались.

Кадр из "Большой страны"
Кадр из "Большой страны"

Капитан Джим Маккей решил оставить море и, женившись на дочери скотовладельца, обосноваться на земле. По всей видимости, он ходил по Атлантике. А приехал на Запад - вполне себе дикий. Здесь люди чтут закон, если закон рядом. А правосудие от этих мест в двухстах милях. Как в одной русской присказке (Россия ведь тоже большая страна): закон - тайга, а медведь - прокурор. В прериях вместо гражданского, уголовного и земельного кодексов - ружья да пистолеты.

Маккей сразу сталкивается с местной гопотой. Четверо молодчиков накидывают на него лассо и перетягивают от одного к другому. Они все редкие храбрецы, ведь их больше и у них оружие. А жертва одна (не считая девушки рядом). Авторы вообще замечательно показали психологию мерзавцев. В глубине души они все трусы. Ну это как громила, предлагающий выйти разобраться “по-мужски” тому, кто ему заведомо уступает в габаритах. Ведь риска ж никакого.

Кадр из "Большой страны"
Кадр из "Большой страны"

Но Маккей человек невероятной силы. Я не о той, которая в мускулах. Племенной бык мощнее амбала в штанах, поэтому бугристыми плечами кичиться нечего. Джим, конечно, гордец. Ему настолько плевать на мнение остальных, что он может проигнорировать вызов на драку, так как это просто не входит в его планы. Он объезжает норовистого жеребца, когда этого почти никто не видит, потому что позерство ему ни к чему. Мужчина хочет доказать что-то лишь себе самому, а не зеваками. Или даже любимой женщине.

Кадр из "Большой страны"
Кадр из "Большой страны"

Но это мир, в котором интеллект и образование не ценятся. Это там, в цивилизации, Маккей капитан корабля, а здесь его презирают и считают слабаком. Через четыре года после выхода “Большой страны” Грегори Пек сыграет свою оскароносную роль - Аттикуса Финча в “Убить пересмешника”. Это шедевральная драма, но там актер все же по большому счету творчески повторился. Его герой точно так же не придает значения общественному мнению, следуя собственным моральным принципам. Хотя тут образ Аттикуса был достаточно подробно показа писательницей Харпер Ли. В книге даже более явно это передано: дочка Финча не то чтобы презирает, но явно не особо высоко ставит отца, так как он слишком стар, чтобы играть в футбол, и не умеет, как ей кажется, стрелять.

Кадр из "Большой страны"
Кадр из "Большой страны"

И даже в вестернах герой, не испытывающий большого желания решать все проблемы силовым методом, не так уж редок. Я уже писал о фильме “Дестри снова в седле” - там заглавный герой тоже достаточно миролюбив.

На фоне величественной степи и гор большой страны людские дрязги из-за денег и ущемленных амбиций кажутся мелкими. А любители хорошего вестерна с интересной драматургией, думаю, уже взяли ленту на заметку.

Читайте также: "Желтое небо": вестерн с характерами

"Излучина реки": "соцреализм" из капстраны