Найти в Дзене
Стив Май

Аттестация педагогов по новому?

Оглавление

Выплыла мне в ленте статья с очередной критикой правительства. Мол, чинуши-недотёпы опять выдали перл, который ни в какие ворота не лезет. И связано это с аттестацией педагогов. Предлагают проводить что-то типа теста на определение профпригодности учителя. Как всегда, "общественность" возмущена до предела, гневно обещает уйти из школы в репетиторы, сразу, как введут тестирование и т.д. Я написал своё видение ситуации, и, конечно, нахватал минусов.

Но мысль разовью, шибко она неоднозначная.

Итак. Давайте поразбираемся, почему учителя так яро выступают против изменений в процедуре аттестации.

Вот сейчас самая непопулярная мысль: подавляющее большинство учителей в школе не учат ничему. Оно печально и обидно. И тем не менее, это так. И я устал уже это доказывать. Радует только, что встречаются исключения.

И сразу дисклеймер:
в этой статье речь идёт не о настоящих учителях, а о педагогах, ничего не умеющих, кроме как орать на детей.

Для таких некомпетениных единственный способ выжить - скрыть от всех свою некомпетентность. Сделать вид, что так и надо. Невозможно обмануть целый мир? Ещё как возможно!

Жрецы в храмах

В общем-то, обманывать и не приходится. Хоть и есть расхожее мнение, что учить умеют все, но реально очень мало кто из "простых смертных" в педагогике смыслит хоть что-нибудь. И самое главное, сами это прекрасно понимают. Родители второклассника не могут даже объяснить, почему их чаду снизили оценку за запись 5•4 вместо положенной 4•5. Чего уж говорить о более трудных вещах? А специалист всегда может легко водить за нос профана.

Это, знаете ли, сильно напоминает идею жречества. К жрецам приходят на поклон, не задаваясь вопросом их компетентности, осознавая, что какой бы она ни была, а всё равно неизмеримо выше. Да и я сам обманываться рад.

Педагогам остаётся лишь поддержать культ. Просто так что ли школу называют они "храмом"?

Аттестация

По идее, таких вот псевдоучителей должны отсеивать во время аттестации на категорию. Как она проходит, я ранее писал, вкратце напомню: собираются две команды (аттестуемые и комиссия), одна хвалится перед другой, и та, выставив баллы, даёт всем заявленную категорию (за редчайшим исключением), а потом все дружно идут пить "чай". Иногда подключается группа поддержки в виде завучей и молодых учителей.

Степень профанации на таких мероприятиях зашкаливает.

На самом деле, такой способ реально мог бы выявлять плохих педагогов. Если бы не одно "но". Но комиссии (которая целиком состоит из псевдоучителей) категорически невыгодно вскрывать этот фарс. Ведь тогда станет понятно, что и у самих "рыльце в пушку". Слишком много стоит на карте.

Экзамены

В идеальном отражении, тех псевдоучителей, которых проглядели и не отменили на аттестации, должны выгонять после того, как вскроется результат их профанации. То есть, когда станет понятно, что дети ни Черта не знают. И пару десятилетий назад, эта проверка тоже была целиком в руках педагогов - устные экзамены в ещё более камерной обстановке.

И не надо говорить, что это не так, что учителя не пропустят неуча. Может, на заре общего образования, так бывало чаще, но уже к 80м-90м из экзаменаторов-идеалистов, оставляющих на второй год своих же учеников, не осталось никого. "Вытягивали" хотя бы на тройку, чтобы самим остаться на плаву. Ведь если экзамен сдали все, значит, учитель смог всех выучить. Значит он - компетентен, и не важно, что экзамен принимал он сам и ему подобные.

ЕГЭ

Вот все, кто это видят, должны понимать, что при таком раскладе контроль за компетентностью кадров нужно выводить за рамки школы. Ибо в школе так сильно развиты жречество и круговая порука, что не может быть и речи о какой-то объективности.

Первым видимым шагом в эту сторону был ЕГЭ. Из-под крыла псевдоучителей вывели контроль за результатом (своеобразный ОТК).

Псевдоучителя сразу поняли, что запахло не просто жареным, а прямо подгорелым. И подняли такой шум против ЕГЭ, что ни в сказке сказать, ни пером описать, а только в интернете прочитать. Что только про ЕГЭ не пишут: и не соответствует программе, и олимпиадный уровень, и угадайка... Им легко удалось заразить и большинство "простых смертных". Ведь они жрецы, а слова жрецов сомнений не вызывают.

Ну и не может же большинство ошибаться!

Хотя в интернете, как у цыганок: кто громче орёт, тот и большинство.

Ах, да. С момента ввода ЕГЭ в эксплуатацию прошло уже почти 20 лет и мало кто помнит, что и тогда многие обещали уйти в репетиторы. Но это всё равно, что пугать армию ёжиков голой кожей. Понятно же, что этого и добивались.

Вот теперь ситуация повторилась. Теперь из-под крыла школы выводят аттестацию педагогов. Попытка уже не первая. Парочку первых сорвали

Деконт: Ну, если бы мы предоставили им возможность что-либо решать, то... (Кадр из к/ф "Кин-дза-дза")
Деконт: Ну, если бы мы предоставили им возможность что-либо решать, то... (Кадр из к/ф "Кин-дза-дза")

Заключение или а кто же судьи?

В заключениe* хочу ещё раз обозначить главную мысль: не важно, на сколько ты некомпетентен, до тех пор, пока правила устанавливаешь ты сам.

Конечно, так можно дофилосовствоваться и до того, что разряд сварщика должен оценивать электрик. Но не стоит забывать, что у медика, сварщика, сантехника и прочих подобных специальностей качество результата может оценить каждый "простой смертный". Критерии очень простые, объективные и наглядные: если пациенты из больницы переезжают не домой, а на кладбище, значит все плохо. Если сварной шов разошёлся, значит сварщик так себе. Если через полчаса после ухода мастера прорвало трубу, значит этот сантехник не мастер. Судьёй в общем смысле может быть любой

А в образовании с объективностью беда. Никто же не говорит, что учитель плохо учит, если к 11му классу дети не могут связать двух английских слов. Говорят, дети в этом году попались не фонтан. И вообще, у нас куча отчетов, бумажной работы и ВПР.

Это не говоря уже о том, что ошибки учителей сказываются спустя десятилетия, и очень мало кто способен связать свои проблемы (или проблемы своих детей) с деятельностью псевдоучителей.