Данный обзор посвящен Lake of Tears, которых я считаю последними легендами шведского doom/gothic.
Он может быть интересен всем любителям тяжелой, мелодичной рок-музыки, и вообще скандинавского рока.
Леонид Кочанов, эксперт обзора: "Cреди огромного сонма дум-металлических команд, появлявшихся в Скандинавии в начале 90-ых, вряд ли можно встретить более интересную группу, чем Lake of Tears.
Почти 30 лет талантливый вокалист/гитарист группы Даниэль Бреннар под маркой своего детища создает потрясающую, и при том невероятно разнообразную музыку, определять стиль которой интересное, но совершенно пустое занятие.
Слушая такие группы, невольно вспоминается изречение Роджера Оджерсона (Tiamat) о том, что исполняемая им музыка - это неисчерпаемая энергия добра и любви, а уж в каком она исполняется стиле – это дело десятое".
Первая эпоха (1992 - 2002)
Группа была создана в мае 1992 в шведском городе Бурос четырьмя музыкантами: гитаристом/вокалистом Даниэлем Бреннаром, ударником Юханом Оудхьюсом, басистом Микаэлем Ларсоном и гитаристом Юнасом Эриксоном.
Поэт, композитор, певец и гитарист Даниэль Бреннар родился в Буросе 24 января 1972.
Юхан Оудхьюс родился 27 февраля 1974 в Стокгольме. До формирования Lake of Tears уже пробовал свои силы в extreme metal команде Forsaken Grief, записавшей в 1992 демо.
Микаэль Ларсон родился в Буросе 26 октября 1973. Биографических сведений о Юнасе Эриксоне мне найти не удалось (кроме того, что день рождения он отмечает 28 ноября).
В 1993 группа записала демо из трех песен: “Eyes Of The Sky”, “Netherworld”, и “Upon The Highest Mountain”.
Интересный факт: автор лого группы, присутствующего на первых двух альбомах, и двойном сборнике "The Best" (2004) - художник Torbjörn Hirsch (он же оформил обложку демо Forsaken Grief).
Демо вызвало интерес у лейбла Black Mark Productions, который подписал с группой контракт на 5 альбомов (сейчас сложно себе даже представить времена, когда были настолько выгодные и мотивирующие для музыкантов предложения!)
Дебютный альбом "Greater Art" ("Высокое искусство") был записан за 2 недели в декабре 1993 - январе 1994 в Sunlight Studio (Стокгольм), и спродюссирован Маттиасом Лодмальмом и Томасом Скогсбергом.
Альбом вышел в сентябре 1994.
Нужно отметить, что ныне не существующая стокгольмская Sunlight Studio имеет культовый статус для шведского extreme metal: в ней записывались Entombed, Tiamat, Lake of Tears и целый ряд других представителей жанра.
Изучая звучание дебютника Lake of Tears, нужно сразу отметить, что группа не стала догонять ушедший поезд death metal, рискуя при этом автоматически записать вторичный материал, а сделала запись в ключе мелодичного doom, не стесняясь при этом демонстрировать вполне уместное для начала карьеры сочетание влияния своих предшественников, и прежде всего Tiamat с его культовым альбомом "Clouds", и собственного музыкального мировоззрения.
Лично мне больше всего нравятся открывающий и закрывающий альбом треки.
"Under the Crescent" - бодрый doom боевик с интересными сменами темпа, как бы сразу заявляющий о немалом потенциале группы.
"Tears" - медленный, гипнотично-меланхоличный doom, намекающий на будущие работы группы.
Из остального материала сразу обращает на себя внимание эпичная doom композиция "Upon the Highest Mountain", сразу отмеченная многими критиками и слушателями.
Остальной материал, среди которого я отмечу композицию "Netherworld", по моему мнению, уступает перечисленным песням, но все равно слушается интересно.
Интересные факты о записи альбома: несмотря на то, что в кредитах альбома указаны все 4 участника группы, Эриксон не смог принять участие в записи пластинки, и все партии гитары были записаны Бреннаром. Также, Даниэлем были написаны вся музыка и тексты песен, за исключением «Under the Crescent» и «Evil Inside», тексты которых созданы им в соавторстве с Маттиасом Лодмальмом (также, Маттиас записал соло в "Greater Art").
В целом, альбом был тепло принят поклонниками тяжелой музыки и критикой, и группа постепенно начинает набирать популярность.
Леонид Кочанов: "Cходство «Величайшего искусства» с «Облаками» просто поразительное: чувство дежавю тут возникает порой по несколько раз за песню – настолько здесь похожа подача вокала, сама музыка, звук…
Фирменной «флегматичной» атмосферы «Озера слёз», так ярко проявившейся уже через год, тут нет и в помине – налицо типичная думовая депрессия с тяжеленными рифами, злобным гроулом и пессимистичной лирикой. Единственное, что уже здесь заметно отличает команду Бреннара и Ко от сонма похожих групп, так это стремление сделать свою музыку заметно мягче. В то время, как в музыке всеми обожаемых Tiamat, Paradise Lost и My Dying Bride очень сильно ощущаются дэтовые корни (один «Sumerian Cry» чего стоит), у Lake of Tears уже на дебютном альбоме нет и намека на влияние «смертельного» жанра. Тут и звук заметно мягче, и барабаны с гитарами звучат посуше, и сам Бреннар поёт в довольно странной манере, совмещая во всех песнях недогроул в духе Эндлунда с протяжным и эмоциональным пением, что звучит хоть и странно, но вполне слушабельно. Подобная сдержанность вкупе с олдскульным подходом к творчеству, окутывает альбом приятной аурой. В приступе ностальгии по классическому думу этот альбом является отличным лекарством.
Тем более, отличных вещей тут более чем достаточно! Тут и хитовая открывашка «Under the Crescent» с мягкой клавишной подкладкой, и чисто трэшевая по настроению «As Daylight Yieds», и безмерно драйвовые «Evil Inside» и «Eyes of the Sky». Но кульминацией альбома, безусловно, является гениальный думовый эпик «Upon the Highest Mountain», описывать который совершенно бессмысленно. Этот подлинный, бесконечно искренний, шедевр дума нужно слушать и слушать, завидуя тем, кто ещё не слышал этого чуда".
Witchfinder, Darkside: "В 1995 году, купив первый альбом Даниеля Бреннаре и Ко, чуть было не перепутал его с Tiamat, да и не мудрено было, поскольку в те времена информация о новых группах в российскую глубинку доходила с большим опозданием. Но не перепутал. Многие отзываются об этом альбоме не очень хорошо, но... По моему мнению, для дебютной работы он более, чем хорош. Да, все это уже было двумя-тремя годами ранее, но столько запоминающихся песен на первом альбоме, - и совершенно разных песен.
Сколько раз я его прослушал за прошедшие годы - не счесть, но, что удивительно, первые две вещи пролетают незаметно, хотя выучены уже наизусть. "Upon The Highest Mountain" - самая лучшая на альбоме, с этим не поспоришь. Во время прослушивания "As Daylight Yields" неизвестно почему хочется петь: "Evil in league with satan".
В предыдущих рецензиях говорили о плохом вокале, который то гроулит, то пытается стать почище. С плохим вокалом я не согласен. Конечно, он далек от совершенства и от следующего альбома, но на дебютнике вокал подчиняется музыке, поэтому и меняется от песни к песне. Все мои знакомые, кто хотя бы пару раз послушал этот альбом, ходили потом и неделями пели припев из предпоследней песни ("Netherworld"), и это - показатель качества".
Достоверных сведений о сценическом дебюте Lake of Tears мной не обнаружено: одни источники указывают, что "до начала записей следующего диска группа дала всего два концерта в родном Буросе", в других указано, что впервые группа вышла на сцену 6 марта 1995 совсем в другом шведском городе.
В марте-апреле 1995 был записан второй альбом, "Headstones" ("Надгробия"). Большинство сходится во мнении, что на нем группа проявила себя ярче и разнообразней, чем на первом альбоме. На диске присутствовали как тяжёлые, так и акустические композиции. В целом, альбом звучит легче предшественника: звука клавишных стало больше, группа впервые использовала женский вокал.
На песню "Raven Land" был снят первый клип.
По моему же мнению, второму альбому Lake of Tears, несмотря на явное продолжение поиска своего звучания, не хватает яркости дебютника.
Отдельно стоит отметить закрывающую пластинку 13,5-минутную, эпичную композицию "The Path of the Gods (Upon the Highest Mountain, Pt. 2)".
Очень жаль, что обе части этой дилогии (“Upon The Highest Mountain”/"The Path of the Gods (Upon the Highest Mountain, Pt. 2)") никогда не исполнялись на сцене.
Леонид Кочанов: "От думовой депрессии предыдущего альбома на «Headstones» тут остались лишь единичные намёки, мелькающие в короткой интерлюдии «Life’s but a dream», да в интро к заглавной песне. Звук заметно полегчал, Бреннар, забыв про гроул, запел чистым, хотя и довольно грубым и агрессивным голосом а-ля Джеймс Хэтфилд. В музыке стало гораздо больше клавиш и акустики, а сами песни стали куда более разнообразными и хитовыми. А главное – никаких намёков на подражание на Tiamat тут нет и в помине. Отныне музыка, исполняемая «Лайками», больше напоминает Paradise Lost времён Icon и Draconian Times, с той лишь поправкой, что музыка «Лайков» гораздо ярче и интереснее, чем творчество Ника Холмса и Ко. При схожести подачи, музыка на «Надгробиях» совершенно лишена свойственного англичанам занудства и однообразия.
За бодрым, но не шибко вписывающимся сюда хэви-боевиком «Burn Fire, Burn» следует самая масштабная песня за всю историю группы «Path of the Gods (Upon the Highest Mountain, part 2)» - эпик, который, несмотря на пугающую продолжительность в 13 минут (!), умудряется не отпустить ни на секунду".
З.Горыныч, Darkside.ru: "...на этом альбоме проявляется индивидуальность группы. Здесь впервые появилось в музыке что-то то, особенное, присущее только LoT, что заставляет в приступы грусти и меланхолии вставлять в плеер диски именно этой группы.
Мои любимые вещи на этом альбоме – Raven Land, Sweetwater и полуакустическая Headstones, начинающаяся под гулкий звон погребального колокола… Нельзя также не отметить грустную лирическую Twilight. Завершает альбом The Path Of The Gods (Upon The Highest Mountain, Part 2) - как видно из названия, продолжение вещи с дебютного альбома, достойное завершение этого, окончательное погружение в мир грез. Несмотря на то, что песня длится больше 13 минут, это время пролетает незаметно. По окончании которого встает дилемма: нажать кнопку repeat, или вернутся в наш будничный мир…".
С октября 1995 по июнь 1996 группа успешно выступает по Европе, где Lake of Tears играют вместе с такими группами, как: Vader, Tiamat, Crematory, Edge of Sanity, Savatage, Rage иThe Gathering. В этом турне с группой играл сессионный клавишник Кристиан Сааринен (бывший гитарист Cemetary).
Отыграв с Lake of Tears 9 июня свой последний концерт, летом 1996 года группу покинул гитарист Юнас Эриксон, и коллектив превратился в трио. Как поведал сам Юнас, он был "не слишком хорошим товарищем и не слишком хорошим гитаристом" (увы, испытание студийным поиском, гастрольными поездками и славой - не для всех).
Юнас по-прежнему живет в Буросе, занимается пивоваренным бизнесом и даже иногда встречается с бывшими коллегами по группе.
Третий альбом, получивший название "A Crimson Cosmos" ("Алый космос"), был записан и выпущен в январе 1997. Эта запись символизирует окончательный отход от doom к gothic. Альбом звучит еще легче, атмосфернее и разнообразнее первых работ, доля акустических инструментов и женского вокала возросла еще больше. Также, появились сюжеты песен, навеянные психоделикой и фэнтези.
Эти изменения вполне укладываются в те тенденции, которые наблюдались у extereme metal групп в конце 1990-х, т. к. очевидно, что основной жанр к тому времени был уже исчерпан (сравним с "One Second" Paradise Lost и "A Deeper Kind of Slunber" Tiamat, вышедшие в том же году).
Альбом еще больше упрочил позиции группы. В Rock Hard, немецком журнале о тяжёлой музыке, "A Crimson Cosmos" стал альбомом месяца, а онлайн-издание Metal Storm оценило диск в девять баллов из десяти возможных. И в Metal Storm, и в AllMusic подчёркивалось дальнейшее развитие группы по сравнению с ее более ранними работами.
Как прежде, автором основной части материала, является Даниэль Бреннар. В записи пяти композиций участвовал шведский гитарист Магнус Сальгрен, ранее записавший с Tiamat культовый "Wildhoney". Также, после записи альбома в составе группы появился новый гитарист Ульрик Линдблум.
Для меня этот альбом интересен своей атмосферой и яркими аранжировками, но, как мне кажется, материал слишком разнороден, чтобы воспринимать запись целиком.
Леонид Кочанов: "За очень забавной и красочной обложкой скрывается 9 ну очень разноплановых песен, определить стиль которых порой можно с огромным трудом. Тут есть и фоновый готик-рок («Cosmic Weed», «Boogie Bubble»), танцевальный pop («Devil’s Dinner»), психоделический инструментал а-ля Pink Floyd («To Die is to Wake») и настоящий психоделический авангрард в духе Tiamat того же периода (заглавная вещь, и, кстати, лучшая на альбоме).
Даже на фоне такого музыкального «салата» есть ещё более удивительные вещи, такие, как просто потрясающая готическая полубаллада «When My Sun Comes Down», или умилительно-романтичная «Lady Rosended», почти полностью спетая женским голосом.
Записано всё как всегда идеально, музыканты удивляют все 39 минут, с лёгкостью переходя от готики к эстрадному року 70-ых, а от него – к наркотической психоделии, что может повергнуть в шок наиболее ортодоксальных поклонников «Озера слёз». Изменилась и лирика – к фирменной меланхолии прибавилось отстраненное декларирование о безграничности космоса, холодного равнодушия природы над городской суетой и т. д.".
Nightbird, Darkside.ru: "Говорят, что если ты достиг вершины в одном музыкальном направлении, надо перейти в другое, чтобы продолжать быть музыкантом. Озеро достигли вершины дума, выпустив свои Надгробия, совершенно логично, что они стали играть немного другую музыку. Другую, но настолько же хорошую.
На Космосе нас ждет качественная работа с крепким гитарным базисом в основе. Впервые вводится женский вокал. Становится более очевидным влияние Pink Floyd. Музыкальный материал довольно разнообразен, а непродолжительное звучание альбома не сможет вас утомить. Хорошая работа, но не шедевральная".
Последовали туры с Theatre of Tragedy, Heavenwood и HammerFall, и выступление 8 августа на крупнейшем немецком фестивале Wacken Open Air.
Осенью Lake of Tears участвовали в фестивальном туре Out of the Dark Festivals с Crematory, Therion и Graveworm. Последний концерт в поддержку "A Crimson Cosmos" состоялся 3 октября в бельгийском Гавере.
После турне Линдблум расстался с группой по личным причинам, а в 1998 группа начала работу над новым материалом с гитаристом Магнусом Сальгреном. Также, клавишник Кристиан Сааринен участвовал в новой записи как полноправный член группы.
Запись четвертого альбома, получившего название "Forever Autumn" ("Вечная осень"), стартовала 28 декабря 1998, и новая пластинка вышла в мае 1999.
На "Forever Autumn" преобладают меланхоличные gothic/folk композиции, в большом количестве использованы струнные, духовые и клавишные акустические инструменты.
Даниэль Бреннар: "...в Швеции, где не нужно делать больших усилий, чтобы выбраться на совершенно нетронутую девственную природу – скажем, на берег какого-то из многочисленных озер – очень легко впасть в романтическое настроение. Скажу прямо – большая часть материала Lake Of Tears придумана мной во время вот таких загородных прогулок".
Мне нравится слушать "Forever Autumn", но он подходит только под очень специфическое настроение.
Леонид Кочанов: "От разбалансированности «A Сrimson Сosmos» тут не осталось и следа, а своей цельностью и хитовостью альбом скорее напоминает канонический «Headstones», но этот релиз на порядок легче и чувственнее «Надгробий». Вообще, на металлическое прошлое группы тут намекает только «Pagan wish» - не шибко вписывающаяся в канву альбома из-за своей резвости и тяжести.
Весь альбом пропитан неописуемой атмосферой светлой грусти по несбывшимся мечтам, боли одиночества, приглушённой тоске по утраченной любви… При этом «Вечная осень» ни разу не депрессивна, здесь нет стандартной для готики гипертрофированного холода и отстранённости, чем зачастую так грешат те же Paradise Lost. Ни малейшего намёка на безысходность – только созерцательная меланхолия, поразительно переплетающаяся с по-домашнему уютной атмосферой. Именно эта домашняя аура придаёт альбому такой приятный оттенок, заставляющий в приступе меланхолии заслушивать этот релиз до бесконечности.
Открывает альбом напористый готический боевик «So Fell Autumn Rain», полный злобы, тоски и запредельного драйва. За уютно-сонным медляком «Hold on Tight» следует потрясающая заглавная баллада, чьи Pink Floyd-овские интонации заставляют полностью отключиться от внешнего мира. Безмятежный инструментал «Othewheres» сменяется почти медиативной «The Homecoming» заставляя окончательно раствориться в атмосфере полузаброшенных осенних парков, чтобы достигнуть пика на финальном балладном эпике - трагичной «To Blossom Blue». 45 минут звучания пролетают как одна, а слушать хочется ещё и ещё".
Omerta, Darkside.ru: "Когда вы в последний раз гуляли в одиночестве по лесу в один из многих (за две с лишним тысячи лет) осенних, прохладных дней, вдыхая холодный воздух, тщетно пытаясь согреть тело, (а может и душу!?), разгребая ногами листья и думая, думая, думая... Не припоминаете? Жаль. Вы многое потеряли.
Можно все исправить, даже не задействуя в этом ранее упомянутый лес! Рецепт таков: берем альбом "Forever Autumn", чашечку чая с лимоном, садимся к камину (вариант для мажоров), укутываемся в плед, ну и собственно нажимаем кнопочку Play на своем проигрывателе. Для личностей особо впечатлительных советую захватить платочек, вдруг расчувствуетесь!".
Поклонники группы, конечно, ждали новых концертов, однако вскоре после выхода "Forever Autumn" между музыкантами начались серьезные разногласия, которые привели к тому, что Lake of Tears распались.
9 сентября 1999 было выпущено официальное сообщение:
Даниэль Бреннар: "Теперь это официальное заявление... мы распались. Отныне группы Lake of Tears более не существует. Эмоции у меня по этому поводу странные и грустные... но вероятно, всё к лучшему.
Тем не менее, я (и возможно, кто-то ещё из музыкантов группы) запишем ещё один альбом, просто для того, чтобы выйти из-под контракта с Black Mark. Потом посмотрим. Кто-то из нас, вероятно, будет продолжать заниматься музыкой в той или иной форме.
Я хотел бы поблагодарить всех вас за ваши письма... простите, но так больше продолжаться не могло. Всего вам доброго".
После распада Lake of Tears Бреннар начал работать программистом, а Сальгрен занялся научной деятельностью, что со временем позволило ему получить степень профессора Стокгольмского Университета.
Однако, поскольку контрактные обязательства перед Black Mark требовали еще одного, пятого альбома Lake of Tears, Бреннар и Сальгрен вдвоем, при помощи нескольких приглашенных музыкантов (клавишника, бэк-вокалистки и звукоинженера), в 2001 записали материал для ещё одной пластинки.
Альбом "The Neonai" вышел в 2002 и был высоко оценён критикой в качестве «лебединой песни» Lake of Tears. (Как поведал Даниэль Бреннар, это непереводимое название альбома означает конец чего-то старого, и одновременно начало нового).
Работа над материалом началась сразу с момента выпуска "Forever Autumn", но большинство песен было записано в последний месяц работы.
Несмотря на фактический распад группы, Бреннар вспоминал, что советовался с бывшими коллегами о том, как лучше сделать запись.
"The Neonai" - это танцевальный gothic, комфортный и вполне укладывающийся в тенденции соответствующей сцены тех лет (сравниваем с "Judas Christ" Tiamat и "Believe in Nothing" Paradise Lost), с редкими намеками на предыдущие записи.
Поскольку альбом записывался как прощальный, в качестве outro под минорный музыкальный фон скомпилировано несколько музыкальных отрывков песен с предыдущих альбомов.
Леонид Кочанов: "Что этот альбом получился более светлым и оптимистичным, чем предыдущие творения Lake of Tears, становится понятно уже при взгляде на красивейшую обложку, получившейся одной из самых светлых и позитивных в рок-музыке вообще.
Большая часть песен на «The Neonai» представляет из себя лёгкий и позитивный готик-рок с лёгкой щепоткой меланхолии, сильным уклоном в поп-музыку, и обязательным для «Озера слёз» разнообразием. Тут есть и лёгкие готические боевички «Return of the Ravens» и «The Shadowshires», сходу настраивающие на лёгкую и расслабленную атмосферу. Есть изящная полубаллада «Solitude» с очень красивыми клавишными партиями очередного нового клавишника группы Ульфа Валберга. Есть отличный готический хит «Leave a Room» с изумительным гитарным соло и красивыми женскими бэками на заднем плане. Не обошлось без обязательного для группы потряснейшего медляка «Sorceress» (лучшая вещь на альбоме!) полностью спетой женским голосом, и в качестве главного сюрприза – чисто попсовая по духу «Can Die No More» напоминающей самые коммерческие темы Tiamat и Paradise Lost того же периода. На думовое прошлое группы тут намекает разве что неожиданно мрачная «Down the Nile».
Записано и сыграно всё как всегда на самом высшем уровне, а слегка повеселевший голос Бреннара отлично подходит к новому «светлому» стилю группы".
Komfan, Darkside.ru: "Удивительный альбом, и, прежде всего тем, что не с первого раза в него въезжаешь. Прослушав его первые пару раз я абсолютно его не понял и поставил диагноз: ребята просто рассчитались со своим контрактом (а чего же можно было ожидать от вынужденно выпущенного прощального альбома?)
Но, после прослушивания на четвертый-пятый раз, мое мнение кардинально изменилось. Работа на высочайшем уровне, особенно если учитывать его прощальный характер! Сейчас я не могу оторваться от динамиков вплоть до финального трека включительно...
Конечно, понятно разочарование фэнов, привыкших к более тяжелому, более думовому саунду. Здесь Lake of Tears стали "легче" по сравнению со своими классическими альбомами ("Headstones", "Crimson Сosmos"), но заметно тяжелей предыдущего "Forever Autumn", который был уже не думом, а меланхолическим готиком.
Музыка по энергетике стала более "светлой". В техническом плане - более легкие риффы, больше акустики, клавишных и аранжировки. В принципе, здесь усугубились те тенденции, которые были заложены в "Crimson Cosmos" (кстати, обложка диска с мультяшно-стилизованными картинками тоже продолжает эту линию). Но самое главное - мелодичность сохранилась на 100%".
Для меня «The Neonai», как и его предшественник - очень интересная и достойная работа, но получать радость от ее прослушивания получается только в определенном настроении или условиях (например, в дороге).
Если провести опрос верных поклонников Lake of Tears, то я уверен, что среди альбомов "первой эпохи" лидерами станут "A Crimson Cosmos", "Forever Autumn" и "Headstones".
По моей же системе оценок, ценность записей Lake of Tears определяется, все же, соотношением яркости/атмосферности (ориентир - Tiamat), и монотонности/меланхолии (ориентир - Paradise Lost). И поэтому я отдаю предпочтение наиболее яркому дебютнику группы, "Greater Art".
По счастью, на этом история Lake of Tears не закончилась. О последующих событиях в жизни этой группы можно узнать из второй части обзора.