Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Включение в КЭР ЗВ, в отношении которых одновременно не рассчитываются технологические нормативы и НДВ, НДС

Необходимо ли в комплексное экологическое разрешение включать загрязняющие вещества, в отношении которых одновременно не рассчитываются технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов?

Отвечает юрист Центра Зиновкин Никита:

В соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 16.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Согласно п. 5 указанной статьи Федерального закона информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Анализ положений Формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3) позволяет сделать вывод о том, что для корректного заполнения указанной декларации необходимо указать:

  • установленные показатели нормативов допустимых выбросов - НДВ (столбец 3 раздела 1);
  • установленные показатели технологических нормативов - ТН (столбец 3 раздела 1);
  • временно разрешенные выбросы - ВРВ (столбец 4 раздела 1);
  • выбросы сверх ВРВ, НДВ, ТН (столбец 8 раздела 1);
  • коэффициент к ставке платы за выброс сверх ВРВ, НДВ, ТН – Кср/Кпр (столбец 12 раздела 1);
  • установленные показатели нормативов допустимых сбросов - НДС (столбец 3 раздела 2);
  • установленные показатели технологических нормативов - ТН (столбец 3 раздела 2);
  • временно разрешенные сбросы - ВРС (столбец 4 раздела 2);
  • сброс сверх ВРС, НДС, ТН (столбец 8 раздела 2);
  • коэффициент к ставке платы за выброс сверх ВРС, НДС, ТН – Кср/Кпр (столбец 12 раздела 2).

В соответствии с Примечаниями к Форме декларации в строках столбца 8 при отсутствии КЭР, непредставлении декларации, отчета, указывается значение показателя в размере фактического количества выброса и сброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период (в тоннах). Значение показателя строки столбца 8 в данном случае соответствует значениям показателей в строках столбца 5.

Следует отметить, что в соответствии с п. 21.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255) (далее – Правила) при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент Кср.

Действующая редакция Правил не содержит определения для указанного коэффициента.

Действовавшая до 1 января 2020 г. редакция Правил определяла указанный коэффициент как коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

С учетом изложенного по своему содержанию коэффициент Кср аналогичен коэффициенту Кпр.

При этом в соответствии с п. 21 Правил Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.

Таким образом:

  • при определении платежной базы платы за НВОС учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение;
  • платежная база рассчитывается на основании декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • корректное заполнение декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду при отсутствии комплексного экологического разрешения указание в столбцах 8 раздела 1 и 2 (выбросы и сбросы сверх установленных нормативов) значения показателей в размере фактического количества выброса и сброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период (в тоннах) и применение коэффициента Кпр/Кср (коэффициента 100).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что платежная база, в том числе при отсутствии комплексного экологического разрешения, может рассчитываться только в отношении тех загрязняющих веществ, в отношении которых предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия или технологических нормативов.

Отсутствие таких загрязняющих веществ в комплексном экологическом разрешении может расцениваться в качестве «нулевого» норматива, в связи с чем любой объем (массы) выбросов таких веществ влечет необходимость расчета платежной базы с применением повышающего коэффициента.

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» заявка на получение комплексного экологического разрешения должна содержать, в том числе:

  • расчеты технологических нормативов;
  • нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также расчеты таких нормативов.

Согласно п. 10 указанной статьи Федерального закона комплексное экологическое разрешение содержит:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ.

Таким образом, в законодательстве отсутствует требование о необходимости включения в комплексное экологическое разрешение загрязняющих веществ, в отношении которых одновременно не рассчитываются технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

Следовательно, с учетом положений п. 4 ст. 16.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», платежная база в отношении таких загрязняющих веществ не рассчитывается.