Тест Э. Торенса стал знаменитым после выступления доктора А.Курпатова и его лекции о «цифровом слабоумии». Если будет интересно, можно будет разобрать его презентацию более подробно, а сейчас предлагаю посмотреть на его главный аргумент в снижении интеллектуальной активности населения.
Что такое креативность? И как она связана с мышлением?
По мнению Е. Торренса, креативность— это не специальная, а общая способность, базирующаяся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Под креативностью Е. Торренс понимал обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считал, что творческий процесс делится на несколько этапов: восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.
В таком случае возникает вопрос – а чем собственно отличается креативность от других видов мышления? Т.е. по сути автор отождествляет понятия мышление и креативность. Хотя мышление может быть разное – вербальное, сенсорное, репродуктивное, продуктивное и т .д Согласно данным, Торренс опирался в своих исследованиях на теорию дивергентного и конвергентного мышления Дж.Гилфорда.
Означает ли, что человек обладающий конвергентным (репродуктивным) интеллектом слабоумен? Всегда ли умный человек должен создавать новый продукт? Решать новую задачу?
Да, уровень креативности является показателем уровня интеллекта, но не его основой и определять его не может.
Теперь про уровни надежности и валидности теста. Если надежность теста не вызывает сомнений, она подтверждается в большинстве исследований, то валидность, в связи с тем, что не понятно, что определяет тест– вызывает сомнения.
Надежность тестовой методики - относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; независимость методики от действия случайных факторов.
Валидность - критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста.
Многие ученые исследовавшие валидность теста показали противоречивые результаты: кто-то показывает сильную связь между креативностью и достижениями, а кто-то между умственным возрастом и креативностью, а вот корреляция данных теста Ахмаутера (тест интеллекта) и теста Торенса - показали слабую связь на уровне тендеции.
При таких данных можно ли связывать результаты теста Э.Торренса и интеллекта?
А теперь предлагаю рассматреть социальную ситуацию детей рожденных в 1984 г и тех, кто рожден в 1995-2008 г, ведь это свосем разные поколения.
Если Вы помните СССР и период перестройки, то знаете, что в этот период был железный занавес, ассортимент и количество потребительского товара были ограничены. Родители детей, рожденных в 1980х гг, уже с 1-1,5г были заняты на работах, т.к. они строили будущее, а иногда ребятишки прямо жили в детских садах по неделям. Основное времяпровождение детей была свободная игра (а не обучение).
Немного феноменологии:
Женщина, 38 лет.: у нас не было крутых игрушек или гаджетов, а были палки и доски, которые превращались хоть в весла, хоть в мечи, хоть в кочергу. Тут без креативности нельзя никак.
Мужчина 40 лет: Мы игрушки делали сами из того, что попадется по руки. Мой первый метательный нож был сделан из гвоздя.
А что имеют современные дети, рожденные в период с 1995-2000 г. ?
В РФ появились различные методики раннего развития от доктора Спока и М.Монтессори до С.Лупан и Домана, новое поколение гаджетов, ни дня без английского языка и конного спорта, и что в итоге – у ребенка пропало время для свободной игры и развития фантазии. А когда фантазировать ребенку – между занятиями на скрипке и карате? Поэтому и решать простую автоматическую задачу проще и легче, чем проявлять креативность и фантазию.
Я не говорю, что все развивающие занятия – зло, я говорю о свободной игре, фантазии и детстве, которых можно лишить ребенка в погоне за новомодными тенденциями. И тут возникает вопрос – а причем тут гаджиты и «цифровое слабоумие», и почему доктор не учитывает ситуацию развития в своих лекциях? Этих детей нельзя сравнивать, они воспитывались и росли в разных условиях!
Влияние цифровых технологий на интеллект человека очень противоречиво и его исследование имеет большое значение, поэтому тех, кто хочет помочь мне в изучении влияния цифровизации на эмоции человека пройдите по ссылки и ответьте на вопросы теста. Это займет не более 15-20 минут. Ссылка на гугл-форму здесь ttps://forms.gle/JZVEcJMLRZx58Ceq8
Список используемой литературы:
https://cyberleninka.ru/article/n/chto-vyyavlyayut-testy-intellekta-i-kreativnosti/viewer