В предыдущей (первой) статье я обозначил "сверху", на уровне стандартов, разницу между бизнес- и системным аналитиком. Сейчас порассуждаю о пересечении областей, а также нюансах названия роли/должности, как происходит на самом деле, и довольно часто.
Основная причина различной трактовки термина, а, соответственно, и роли/должности, кроется в том, что существует двоякое восприятие бизнес-аналитика в ИТ и в бизнесе.
Определение бизнес-аналитика в бизнесе дано в стандартах, которые обозначены в предыдущей статье. Здесь приведу интуитивно понятное определение бизнес-аналитика в ИТ. Бизнес-аналитик в ИТ – это человек, выступающий в роли интерфейса между ИТ и бизнесом, который может говорить на одном языке с представителями обеих областей и может организовать совместную работу над предметной областью. Его главная задача – сделать так, чтобы АС (ИС) отвечала потребностям бизнеса.
Где здесь граница между бизнес-аналитиком и системным аналитиком? Я бы очертил её конечной целью деятельности:
- для бизнеса важен бизнес-анализ в полном смысле, безотносительно того, автоматизируются его отдельные части или нет. Например, оптимизация бизнес-процессов или структуры компании - совсем не равно автоматизации;
- для ИТ важны элементы бизнеса, которые автоматизируются. Бизнес-аналитик в ИТ не обязан (да и не будет) заниматься выработкой предложений по оптимизации элементов бизнеса вообще, безотносительно их автоматизации. Даже если будет моделировать бизнес-процессы, то упор будет на их автоматизацию. Неавтоматизируемые участки и окружение бизнес-процессов его не будет интересовать по большому счёту. Не его это задачи. В сфере интересов такого бизнес-аналитика не только и не столько бизнес-анализ, сколько правильное построение (настройка) АС (ИС). Поэтому для меня такой человек - системный аналитик, в силу текущей ситуации частично описывающий (и даже моделирующий) бизнес.
Такое деление обычно бывает, когда бизнес-аналитик в ИТ находится в рамках проекта, проектной ИТ-команды. То же самое, когда сотрудник с ролью бизнес-аналитика находится в ИТ отделе. Ограничение ИТ не позволяет сотруднику выполнять функции бизнес-аналитика в бизнесе.
Да, возможна ситуация "два в одном" - когда сотрудник является и бизнес-аналитиком, и системным аналитиком. Для этого у него не должно быть ограничений со стороны ИТ. Он в таком случае должен заниматься и полноценным бизнес-анализом, и автоматизацией бизнеса как системный аналитик. Но это потенциально конфликтная ситуация. Или что-то будет страдать, не получая должного внимания такого сотрудника.
Чаще бывают смешанные ситуации: бизнес-аналитик с некоторыми функциями системного аналитика, либо системный аналитик с некоторыми функциями бизнес-аналитика. Это не хорошо и не плохо вообще. Оценивать необходимость и последствия нужно в каждом таком случае.
Как в вакансиях легко отличить, кто нужен работодателю? Особняком стоят здесь ИТ-компании. Они либо известны, либо их легко отличить по словам, отображающимся в списке вакансий. Как правило, слово "заказчик" в разных вариациях сразу показывает, кто куда нужен. Некоторые в названии вакансии честно указывают ИТ-принадлежность. Но в большинстве случаев приходится открывать вакансию, и смотреть уже детали. Вот по памяти набор часто встречающихся ключевых слов, указывающих, что работодателю нужен системный аналитик: use cases, user stories (то же самое в русском варианте), проектирование баз данных, UML, ErWin, Agile, Scrum, Kanban, ГОСТ'ы 19-й и 34-й серий.
Вот пример вакансии "с переходом границы", для бизнес-аналитика с некоторыми функциями системного аналитика:
- Проведение оценки эффективности бизнес-процессов и формирование предложений по оптимизации;
- Построение и визуализация бизнес-процессов, алгоритмов, потоков данных, моделирование бизнес-процессов и пользовательских сценариев;
- Разработка предложений по реинжинирингу действующих бизнес-процессов, с последующей их автоматизацией;
- Описание бизнес процессов и регламентация деятельности компании;
- Формирование конечной документации по результатам анализа, предложения по автоматизации и повышения работоспособности систем.
Здесь автоматизация - не основное. Здесь основное - бизнес-процессы, их оптимизация, регламенты. Набор задач для бизнес-аналитика в этой вакансии не полон. Но об этом уже в следующих материалах.
Дальше я буду рассматривать деятельность бизнес-аналитика в том смысле, как она определена стандартами. Или, как писал выше, как бизнес-аналитика в бизнесе. Допуская переход границы в сторону системного аналитика.
В следующей статье - о необходимых условиях (требованиях) для начала успешной работы бизнес-аналитика.